Феодор Начертанный (ок. 841). Уроженец Иерусалима (впрочем, дороживший тем,
что его родители переселились в город из Керака, поселения у Мертвого моря). Вместе
со своим младшим братом Феофаном Феодор стал монахом в
монастыре св. Саввы, прославился своей ученостью. Иерусалимский патриарх рукоположил
Феодора в священники и, когда византийский император Лев Исавр начал борьбу с
иконопочитанием, именно его с братом послал в Константинополь с протестом и призывом
не нарушать покоя в Церкви, воцарившегося после Седьмого вселенского собора, иконопочитание
одобрившего. Лев приказал бичевать Феодора и вместе с братом сослал его на один
из островов Черного моря, где они страдали и от голода, и от холода. После смерти
императора им разрешили приехать в Констанополь, они нашли приют в одном из местных
монастырей. Когда в 829 г. к власти пришел император Феофил, яростный иконоборец,
он приказал бичевать обоих братьев и вновь их сослал. Через два года их вызвали
в столицу и предложили компромисс: причаститься с иконоборцами. "Это все
равно, как если бы высказали: "Мы только отрубим тебе голову, а потом иди,
куда хочешь", - ответил Феодор. Связь почитания икон и почитания Евхаристии
очевидна, хотя ее легко истолковать неправильно, увидев в иконе нечто равноценное
Евхаристии. Не случайно иконоборцы возмущались тем, что иконопочитатели — конечно,
не из лучших — соскабливали с икон краску и добавляли в евхаристическую чашу,
чтобы “подкрепить” причастие. Христос присутствует в причастии Существом Своим,
но не образом, а в иконе - образом, но не существом. Когда братья отказались,
им на лбу “начертали” (выжгли иглой) стихи — ямбическую эпиграмму, сочиненную
одним из придворных: “Вот из Иерусалима происшедшие сосуды, полные суеверного
заблуждения и за это преступление сосланные. Укрывшись в Констанополе, они не
оставили своего нечестия, посему изгнаны вновь и опечатаны начертанием на лицах
своих”. Надпись делали в течение двух дней. После этого их опять сослали, на этот
раз в Апамею в Вифинии, где Феодор и скончался. PG, CXVI, 653-684; Butler, 27.12.
Память 27 декабря, 27 декабря/9 января. В КПльском синаксарии - публ. Делайе -
память обоих 11 октября, в других 28 декабря.
|