БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
VIII ВЕК: CРЕДНИЕ ВЕКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
VIII век - средневековье Средних веков. Тьма во тьме. Достаточно почитать сочинение Иоанна Дамаскина "Об учениях".
Надо заметить, к стыду современных интеллектуалов, что название книги Дамаскина упорно передают как "О ересях", хотя слово "ересь" тут обозначает не отклонение от христианской догмы, а именно любое учение, в том числе дохристианское.
Сто глав, три книги, - можно подумать, "Происхождение видов", сто пудов весу, а на самом деле 10 тысяч слов, это полтора авторских листа. Количественный упадок, но и качественный. Какова, к примеру, характеристика Оригена и его последователей:
"Отвергают воскресение мертвых; учат, что Христос и Святой Дух — твари; рай, небеса и все иное толкуют иносказательно; пустословят, будто Царство Христово некогда прекратится, и прекратится вместе с Ангелами; также будто Христос с диаволом будут находиться под одной властью, и придумывают, что Христос распят бесами".
То есть, вообще ни единого слова правды.
Особенно пространно Дамаскин рассуждает о "мессалианах" - ереси, которой вообще не было. В вину "мессалианам" ставится мнение: "Молящимся может явиться во свете крест". Замечательно, учитывая распространённость видений креста в христианской письменности - один Константин Великий (и святой) чего стоит.
После этого доверять описанию ислама у Дамаскина и вовсе не приходится, и ссылаться (как это делает Ю.Максимов) на то, что ислам тогда-де был в стадии формирования, ещё не все тексты отлились в каноническую форму, не приходится. Дамаскин почёл за лучшее поиздеваться над исламом, высмеять "смехотворную религию". И - ничего, уцелел. Если бы русский мусульманин решился бы так писать о христианстве в России 2000-х годов, недолго он бы ходил по тропинке публицистики.
Логика Дамаскина - железная, как логика атеиста. Столь же ржавая и хрупкая. Все его издевательства над исламскими текстами повторяет издевательства Лео Таксиля над Библией. Более всего досталось несчастной гигантской верблюдице, которая якобы поила своим молоком толпы мусульман. Между тем, в сравнении с левиафаном или хотя бы с тем милым животным, которое проглотило Иону, эта верблюдица - шедевр реализма, а её молоко было куплено на том же базаре цветистых метафор, что и библейская манна.
Тем не менее, деление истории человечества на периоды у Дамаскина очень милое. От Адама до потопа - варварства, когда не было общего закона. От потопа до греков - скифство, затем эллинство. Дамаскин не сообщает, чем скифство отличалось от эллинства, но идея понятна: рост гражданственности, выработка общего для всех закона. У греков - торжество "политики", причём связанное с изобразительным искусством, которого у "скифов" нет. После чего триумф - иудаизм, обладатель высшего Закона - Божьего.
Всё это Дамаскин развернул из одной-единственной фразы апостола Павла: "Во Христе Иисусе нет варвара и скифа, ни эллина, ни иудея" (Кол. 3, 11).
Самое "средневековое", что есть в этом сочинении Дамаскина, - абсолютизация авторитета, наивное обожествление буквы, жизнь в мире, закрытом для нового. Христос отличается-де от Мухаммеда тем, что о Христе свидетельствовали пророки, а у Мухаммеде никто не свидетельствовал. А если бы пророки о Христе не свидетельствовали, что ж - пиши "пропало"? Евангелие-то иначе описывает: вера в Христа открывала людям глаза на ветхозаветные пророчества, а кто знал пророчества, не имея Духа, тот ко Христу не переходил. Буква она и есть буква.
См. ислам.