БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
VIII ВЕК: ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Первое поколение VIII века - вот, допустим, человек родился в 680-м году. Его вступление в самостоятельную жизнь ознаменовано падением Карфагена (698 год), ещё через несколько лет весь север Африки - арабский, и всё время, пока он трудится, растит детей, делает карьеру, арабы завоёвывают Испанию. Единственно, в 722 году готский полководец Пелагий наносит арабам поражение в битве при Ковадонге, благодаря чему остаётся существовать крохотное королевство Астурия. Уцелеет ли "Ромейская империя"? С 15 августа 717 года арабы целый год осаждали Константинополь, но Лев III всё же их отбил. Когда предполагаемому человеку 53 года, что для того времени старость, он может вздохнуть с облегчением: в 733 году Карл Мартелл разбивает арабов в битве при Пуатье. Конечно, заранее знать, что это окончательная победа, никто не знал.
Эвиг (1969, 3) заметил, что с завоеванием Северной Африки арабами христиане тут, став меньшинством, "потеряли всякое историческое значение". "Историческое значение" - головная боль школьников, но прилично ли историку, тем более, христианину, оперировать этим термином? Он ведь, действительно, подразумевает не качество, а количество, а история - в отличие от социологии - занимается именно качеством. Один Платон имеет намного большее историческое значение, чем тысяча платоников, неоплатоников и миллион платонически влюблённых. Неужели на Христе качество закончилось и началось количество?
Правда, если человек жил в Риме, его больше волновали вовсе не арабы, а греки. Ведь не какие-нибудь халифы, а тот же Лев III приказал арестовать папу Григория II за отказ платить новый налог. В 729 году экзарх - наместник императора - Евтихий сумел въехать в Рим как победитель, но победил-то он исключительно благодаря поддержке лангобардского короля. А лангобардский король взял и перестал поддерживать экзарха и защитил Папу.
Так что визит папы Константина в Константинополь в 710 году оказался последним случаем, когда папа свидетельствовал почтение императору. Григорий II уже чувствовал себя Папой прежде всего, как он выразился, "внутреннего Запада".
Григорий, правда, был единственным папой-итальянцем первой трети столетия, остальные были греки и сирийцы, и его преемник Захарий был сириец. Из 13 пап 678-852 ггг. одиннадцать были греками (в том числе, сицилийскими и итальянскими греками) и сирийцами. Объясняют это тем, что Рим наводнили беженцы из стран, завоёванных арабами, но и в современном Риме полно беженцев, много украинских и русских эмигрантов, однако они как-то не попадают в папы. Очевидно, дело в другом - Рим был в это время не слишком "итальянским" и, видимо, скорее напоминал Вильнюс или Львов, где во время оно всем заправляли поляки, а не литовцы или украинцы. Это не беженцы, это - элита, это доказывает, что не так уж и символична была связь Рима первого со вторым.
"Греческое влияние" - это появление в римском церковном обряде Сретения, Благовещения, Успения и Рождества Богородицы (впервые упоминаются при папе Сергии, умершем в 701 году). Это огромная греческая колония вокруг древнейшего римского форума - Боариума и храма Санта-Мариа-ин-Космедин, где знаменитые "Уста истины" (в конце 1990-х в Москве на улицах ставили автоматы с пластиковой копией этого барельефа, и за малую мзду люди, как в Риме, вкладывали в уста ладонь и получали какое-нибудь предсказание). Это несколько церквей и монастырей. Именно грек папа Иоанн VII перенёс, видимо, резиденцию пап из Латеранского дворца поближе к Форуму, о чём напоминает расписанная при нём церковь Санта-Мария-Антиква. "Восточные" папы понизили, видимо, в ранге римских диаконов, которые до этого составляли папский совет и кадровый резерв папства (единственно, Григорий II был из диаконов, но он был как раз итальянец). Зато в 732 году впервые упоминаются семеро кардиналов, которые впоследствии стали ядром кардинальской коллегии.
См. ислам. Православно-католические отношения.