Противопоставление феодализма и самодержавия снимается в 19 в. указанием на
феодальный характер монархии в целом. При Николае I отрицание феодализма в России
националистами - и царем, и Погодиным ("Киреевский меряет Россию на какой-то
Европейский аршин, я говорю в смысле историческом, а это - ошибка. ... Россия
же особливый мир, у неё другая земля, кровь, Религия, основания, словом - другая
История. ... Черт возьми! Россия - особливый мир" - письмо Шевыреву 14.3.1832,
цит. по Свердлову, 2003, с. 7).
Официальная концепция: свободный народ платит князьям излишки в качестве Дани
(Погодин), народ - единство без сословий, противостоит государству как "земля".
Славянофил И.Беляев - земщина ограничивает князей, вече. В.Сергеевич: вече - демократическое
начало, князь - монархическое. Нет сословий. То же Владимирский-Буданов и Дьяконов,
но добавили думу.
Соловьев: верховный собственный земли княжеский род. То же Ключевский, добавил:
Русь - федерация областей не политическая, а генеалогическая. Считал строй Руси
уникальным, но строй-то описывал неверно, такого вообще не было. Отсюда и Николай
Второй: "У нас не было феодализма, всегда было единение и доверие" (Сведлов,
2000, 12).
За феодализм: Н.Павлов-Сильванский (видел феодализм с 13 в., Н.И.Кареев. Пресняков
показал, что Русь 11-12 вв. не совокупность общин, а земли-княжения, роль веча
меньше роли князя. Роль веча возрастает по мере ослабления князя.
Казус Фроянова: нацизм в истории, возвращение к идее союза племен и городских
общин, которые нанимают князя. Якобы монгольское нашествие положило этому конец.
Ограничение феодальных отношений крупным хозяйством у марксистов, абсолютизация
рентных отношений.
Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой
трети XIII вв. СПб.: Академический проект, 2003.
|