БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
624 ГОД: ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ ИСЛАМА
В 604 году арабы нанесли сокрушительное поражение иранской армии. Это был даже не звоночек - погребальный звон по старой картине мира. Ещё не было "мусульманского фанатизма", а победа была - прежде всего, благодаря лучшему вооружению, изобретённому арабами. Недаром иранцы старались раздобыть образцы их панцирных рубашек и кольчуг.
Мухаммед в этой истории - именно пророк, а не завоеватель, в отличие от бесчисленных "православных царей". Первоначально он считал, что христиане и иудеи вообще не нуждаются в его проповеди, им уже всё сказано Богом.
В Суре V (Стол) читаем: "после пророков
Мы послали Марию и Иисуса, чтобы подтвердить Пятикнижие. Мы дали ему Евангелие,
которое есть светоч веры и печать истины древних писаний. Эта книга просвещает
и наставляет боящихся Господа".
"Пой хвалу Марии, сохранившей девство свое неприкосновенным. Мы вдохнули
в нее Духа Нашего. Она и Сын Ее были дивом вселенной" (Сура XXI, Пророки).
"Иисус, сын Марии, есть посланник Всевышнего и Слово Его. Бог ниспослал
Его в Марию. Он дыхание Божие" (Сура IV, Женщины).
Мухаммед пытался найти контакт с христианами, в 615 и в 617 гг. посылал несколько десятков своих приверженцев в Эфиопию, - видимо, прощупать почву для возможного переселения туда всех мусульман ("муслимуна" - "вручившие себя Богу"). Реакция эфиопских христиан на мусульман неизвестна, но представить её легко: Мухаммед мог считать себя последователем Христа, но тем хуже: христиане смотрели на него как на еретика, который хуже язычника, лапает зачем-то христианские слова. Затем Мухаммед попытался переселиться в арабский город Таиф, но здесь его проповедь приняли в штыки. Тогда он очень тщательно подготовил переселение в Ятриб - город между Меккой и Иерусалимом, где было значительное иудейское население.
Первоначально в этом оазисе жили только три еврейских племени: кейнока, курайза и надир. В отличие от арабов, евреи занимались преимущественно земледелием, выращивая финиковые пальмы и зерновые культуры. Курайза отличались от двух других племён арабскими именами, обычаями, выходили замуж и женились на арабках, что позволяет предположить, что это племя этнически было арабским и в иудаизм обратилось. Мусульманский историк аль-Якоби (ум. 897) считал и надира этническими арабами. Ко времени Мухаммеды тут обитали и два арабских племени: хазрадж и аус.
Встречаясь с ними в Мекке Мухаммед обратил в свою веру 75 членов этих племён. Словно Христос, он избрал из них Двенадцать для руководства мусульманами Ятриба (9 хазраджей, 3 ауса). Мусульмане из Мекки стали называться "могаджиры", мусульмане Ятриба "ансарами" ("союзниками").
Ятриб в 617 году пережил столкновение арабских племён. Корейза и надир выступили на стороне аусов, кейнока - с хазраджа. Поражение потерпели хазраджа, но война велась не на истребление, и конфликт продолжал тлеть. В этих условиях появление кого-то, кого враждующие арабы согласились принять как арбитра, казалось евреям неплохим выходом из кризиса. Они признали Мухаммеда судьёй в конфликтах между евреями и мусульманами.
"Хиджра" - переселение Мухаммеда из враждебной Мекки в Ятриб (названный потом Мединой - "город пророка", "Мадинат ан-наби"), куда он прибыл 22 сентября 622 года, напоминает исход евреев из Египта.
Исход был вынужденным, как и создание "новой" религии. Мухаммед оказался предметом насмешек и ненависти как иудейской, так и христианской. Но, пожалуй, и Моисея, явись он, осмеяли бы тогдашние иудеи за отсутствие ермолки и пейсов. Иисус был осмеян за мессианские притязания, но Иисус был хотя бы евреем. Араб, претендующий быть то ли мессией, то ли пророком, знающий Писание лишь по наслышке и путающий всё, к тому же призывающий почитать и Иисуса, и непорочное зачатие, - всё это казалось иудеям просто бредом. Видимо, они не стеснялись об этом говорить.
Конфликт с иудеями был предрешён. "Бог послал евреям Коран для подтверждения их писаний, но
они не поверили", объявил он (Сура II).
Молитва в сторону Иерусалима была заменена молитвой в сторону Мекки. На практике это означало разворот - в буквальном смысле - на 180 градусов, ведь Иерусалим от Ятриба на севере, а Мекка на юге. (Другое дело современный мусульманин, к примеру, в Париже - он молится одновременно в направлении и Иерусалима, и Мекки). Пост, совсем как у православных, был в пику иудеям назначен на пятницу.
В январе 624 г. Мухаммед одержал свою первую военную победу: напал на отряд арабских купцов из Мекки и разграбил его. Через несколько недель в Ятрибе араб-мусульманин приставал к еврейке из племени Кейнока. Завязалась драка, был убит и обидчик, и один из защитников. Мусульмане осадили весь квартал кейнока и в конце концов те бежали из Ятриба в Сирию.
В марте 525 года Мухаммед потерпел поражение от мекканцев, но результат оказался прежний - погром. Пророка возмутило то, что иудеи были недовольны осквернением субботы - именно в субботу произошло злосчастное сражение. Он заявил, что во сне ему явился архангел Гавриил и сообщил, что один еврей-надира хочет его убить. Евреям было дано десять дней на то, чтобы покинуть город. Сперва надира решили остаться, рассчитывая, что им придут на помощь курайза. Но те предпочли сохранить нейтралитет. После двухнедельной осады надира покинули Ятриб, унося с собой лишь то, что можно было унести в руках и погрузить на верблюдов. Верблюдов было шестьсот. Земли надира поделили между теми, кто пришёл с Мухаммедом из Мекки. Пятая часть досталась самому пророку, который наконец-то стал материально независимым человеком.
В 527 г. мекканцы осадили Ятриб, но безуспешно. Когда они отошли, Мухаммед обвинил последнее еврейское племя - курайза - в измене: якобы те вели секретные переговоры с мекканцами. Курайза надеялись, что им дадут уйти, но мусульмане на этот раз вырезали всех евреев - шестьсот мужчин, за исключением одного мальчика, принявшего ислам. Ятриб стал целиком мусульманским городом.
История с этой резнёй была (и остаётся) предметом споров. Мусульманские историки утверждали, что Мухаммед заключил особый договор с курайза, по которому те не имели права вести переговоры с мекканцами. Такой договор противоречил бы тогдашним арабским обычаям. Если бы такой договор был, наказанию не подлежало бы всё племя. Мухаммед ссылался на то, что напасть на курайза ему повелел архангел Гавриил. Курайза сопротивлялись мусульманам 25 дней, после чего к ним был отправлен посол, который посоветовал им сдаваться, но при этом сделал недвусмысленный жест, проведя рукой по горлу. Мухаммед не сам вынес приговор, а поручил это сделать тяжело раненному в бою с мекканцами мусульманину. Тот заявил, что нужно убить всех евреев, а Мухаммед объявил, что это - глас Божий.
В мае 629 года мусульмане взяли город Хайбар, где поселилась часть надира (часть ушла в Сирию), живших тут арабов пощадили, а вот евреев вырезали всех до единого.
Христиане, ныне издевающиеся над "дикими" арабами, должны бы сперва поиздеваться над теми христианами, которые в течение двух веков показывали арабам, что веровать означает убивать ради слов, убивать ради власти, убивать ради Бога. Да над Господом Иисусом православные точно поиздевались бы хоть сегодня. Он-то основ православной культуры не изучал, чем катапетасма отличается от ексапостилария не знает, и как физис воипостазируется и какая при этом просопония происходит, не объяснит.
См. ислам.