Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

V ВЕК: БОЯЗНЬ ЕДЫ, БОЯЗНЬ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА

Златоуст оправдывался:

"Мне говорят: ты крестил после принятия пищи и питья. Если я делал это, да буду анафема, да не считаюсь в числе епископов, да не буду вместе с ангелами, да не буду угоден Богу. Впрочем, хотя бы я и крестил, вкусив пищи, то не сделал бы ничего непристойного. Пусть же низложат и Павла апостола за то, что он после вечери крестил темничного стража; пусть низложат и самого Господа за то, что Он после вечери преподал причащение ученикам".

"Доведение до абсурда" - далеко не всегда приём, используемый противником. Очень часто и даже как правило зло само себя доводит до абсурда. Перед соприкосновением со святыней запретить секс - это ещё не абсурд. Запретить секс вообще - во всяком случае, для священников, которых ведь могут в любой момент попросить о требе - тоже не абсурд. Абсурд - распространить запрет и на еду. Так ведь фобии иррациональны, то есть именно абсурдны.

Боязнь еды может довести человека до смерти. В ХХ веке была эпидемия анорексии, когда девушки в погоне за новым идеалом (худощавостью Твигги) умаривали себя голодом. В XIX веке Лесков зафиксировал случай гибели от голода послушника, который пытался питаться наподобие легендарной Марии Египетской - чтобы одной просфоры хватило на пятилетку. Умер от заворота кишок после чрезмерного сурового поста американец Серафим Роуз, из буддизма пришедший к православию, но и в православии оставшийся вполне хиппи - одиночкой и отшельником.

Боязнь секса и боязнь еды суть проявления боязни тела, - заболевания более широко распространённого, чем может показаться. Воздержание от еды ведёт к быстрой смерти, сексуальное воздержание, к счастью, не смертельно, а боязнь своего тела может даже рождать изысканные философские и религиозные конструкции. Конечно, платонизм, аскетизм, гностицизм, манихейство не исчерпываются и даже не определяются подобной патологией, да она может и в христианстве находить себе питательный материал.

В качестве современной параллели к той патологии, которая требовала анафематствовать Иоанна Златоуста за то, что не крестил на пустой желудок, можно привести казус Алексея Гончарова, который в 2011 году выступил с заявлением: "Такой Бог мне не нужен!" Гончаров, конечно, не имел в виду, что он утратил веру - он в заострённой форме хотел выразить своё убеждение, что в раю люди будут питаться азотом.

Гончаров пришёл в Церковь "на рубеже 1960-70 годов": "Непросто было жить, крестившись, если у тебя за плечами был серьезный вуз, а таких среди нас было немало: в храме Ильи Обыденного среди молодежи добрая половина закончила естественные факультеты МГУ".

Гончаров убеждён, что Бог сотворил человека так, чтобы тот мог быть вегетерианцем, причём радикальным:

"У первых людей был отличающийся от нашего обмен веществ, и белок был им совсем не нужен, потому что источником азота был воздух — возможно и разумно. А вот другой структурный элемент нашей плоти — углерод — человеку был нужен всегда — в атмосфере его очень мало и из воздуха его не усвоишь. И его человек получал с растительной пищей".

Питаться мясом и приносить Богу в жертву мясо человек, по версии Гончарова, начали лишь много позже Авеля, который Бога почитал: "Отправлять на "тот свет" животных, убивая их, могли только люди, не знающие истинного Бога".

Гончарову омерзительна идея поедания мяса, и он довольно эмоционально это своё омерзение высказывает:

"Попробуйте рассказать маленькому ребенку, как дяденька Авель горлышко ягненочку перерезал, шкурку с него содрал, жир ободрал и принес Боженьке, и добрый Боженька дяденьку Авеля похвалил, а брата его, который ягненочку горлышко не перерезал, а принес Боженьке пшеничные колоски, отругал. И послушайте, что вам чадо ваше скажет о "добром Боженьке" и о дяденьке Авеле".

Идея, что Бог Сам любит есть мясо и поощряет поедание мяса представляется Гончарову абсурдной: "У Творца (Поэта) неба и земли, всего видимого и невидимого, такие странные вкусы?".

Серьёзно анализировать текст Гончарова невозможно. Человек отвергает перевод Библии - абсолютно точный - и желает пользоваться тоже точным, но хотя бы непонятным для него славянским переводом, лишь бы Авель не резал ягнёнка. Не Бога он отвергает, и не ветхозаветные жертвы (хотя формально - да, отвергает), и не перевод Библии - он мясо отвергает. Это не очень опасное заболевание, называется "карнофобия". "Карно" - "мясо" на латыни, в традиционном переводе посланий Павла где стоит "плоть", тоже именно "мясо" ("саркс"). Павел сам не боялся мяса и других мясом не пугал.

Что ж, у кого-то карнофобия, у кого-то эротофобия (именно она побуждает подыскивать в Библии обоснования сексуальному воздержанию). У апостола Павла была гаметофобия - боязнь брака (именно боязнь брака, не боязнь секса, как у некоторых). Ничего страшного - в раннем христианстве эта фобия Павла не была востребована. Проблема становится катастрофической, если к фобии присоединяется власть. Фобия Гитлера убила шесть миллионов евреев - точку опоры она нашла в стремлении немцев к защите семейной жизни. Кстати, Гитлер был, возможно и карнофобом - во всяком случае, он не ел мяса. Хотя, наверное, скрывал это от избирателей. Бавария - это сосиски!

Фобия у власти не может существовать там, где, по слову Иисуса, власть есть служение. Не любишь мяса - твоя проблема, а бифштекс приготовь алчущему. Боишься секса - что ж, воздерживайся, а обязательного целибата не вводи. Почему носители фобий иногда возглавляют пирамиду власти? Почему вдруг тысячи людей начинают изображать из себя носителей фобий, лишь бы угодить начальству?

Причин, по которым формируются пирамиды власти, чрезвычайно много, потому эти пирамиды заполоняют пространство жизни, хотя каждая пирамида в отдельности не так долговечна, как египетские. Примечательна не столько одержимость фобией, сколько готовность пойти на компромисс - даже необходимость компромисса. Брак не запрещается вообще - он объявляется недопустимым лишь для элиты. Воздержание от мяса - признак совершенных, а те, кто пока ещё несовершенен, пусть слушается элиту. Так единство через равенство в Христе заменяется единством в иерархии - то есть, замаскированной разъединённостью.

См. еда.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова