Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Житие. О ней Златоуст.

Пелагия (Маргарита) Антиохийская (457). В одной из своих проповедей Иоанн Златоуст рассказал слушателям о знаменитой актрисе из Антиохии, которая внезапно пережила обращение к Богу и много лет после крещения прожила отшельницей, умерщвляя свою плоть. Из этого упоминания в V веке сочинили рассказ об актрисе Пелагее, которая прославилась среди коллег шикарными жемчугами. По жемчугам ее и прозвали "Маргарита" - "Жемчужина". Правда, такие прозвища редко даются только за побрякушки, но христиане могли и не заметить, что Пелагия была еще и жемчужиной сцены. Античный театр ставил в основном спектакли из жизни языческих богов, так что для христиан актрисы такого театра все в равной степени были служительницами неверия, праздными и развратными, как и их героини. Только епископ Антиохии Нонн отнесся к Маргарите иначе и похвалил ее: "Она - урок нам, епископам: мы потому такие уроды, что не заботимся о наших душах и пасомых с таким усердием, с каким она заботится о своем теле и театре". Однажды Маргарита зашла в христианский храм - поступок, свидетельствующий о том, что она выделялась среди актрис не только жемчугами, но и какими-то душевными сомнениями. Нонн говорил прихожанам о Страшном Суде и покаянии. Когда проповедь закончилась, девушка бросилась к ногам святителя со слезами и просила о крещении. На следующий день она принесла знаменитые жемчуга в церковь, и они были розданы нуждающимся. Покинув Антиохию, где у нее была слишком твердая репутация, Маргарита оделась мужчиной-монахом, назвалась Пелагием и поселилась в Иерусалиме на Елеонской горе, где до смерти подвизалась в уединенной келье. Acta Sanctorum, октябрь, т. 4; Butler, 8.10; H.Usener. Legenden der hl. Pelagia. 1897. Память 8 октября, 8/21 октября.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова