ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ
Его: слово 2 на Пасху; слово к Феодулу из "Добротолюбия".
Исихий Иерусалимский (ум. 433 или после 450). Уроженец Иерусалима, Исихий учился
в Константинополе у Григория Назианзина, затем жил в одном из монастырей под Иерусалимом,
ок. 412 г. был рукоположен во священника. Исихий прославился на Востоке как богослов,
и в результате ему были приписаны многие чужие сочинения, например, толкование
на книгу Левит или аскетические афоризмы Исихия Синайского. В своих толкованиях
Исихий придерживался метода Оригена, пытаясь и в самых мелких подробностях Ветхого
Завета увидеть отзвук Нового. Как и другие богословы того времени, Исихий прежде
всего был озабочен тем, как в словах выразить единство во Христе человеческого
и божественного. Он сравнил это с единством в жизни Иисуса страданий и чудес.
Душа Исихия - душа поэта, способного сделать зримыми образами самые разнородные,
в том числе абсолютно абстрактные понятия: так, радость Пасхи он сравнил со звуком
горна, выкованного молотом Креста на наковальне Воскресения. Память 28 марта в
греческой церкви, МП 5/18 марта.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
К словарю святых
ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ,
прп. (ум. после 451), греч. подвижник, учитель
Церкви, аскетич. писатель, экзегет. О жизни И. известно очень мало. Он род.
в Иерусалиме, изучал богословие в Константинополе, где его наставником был свт.*Григорий
Назианзин.
Вернувшись в Палестину, И. поселился в одном из м-рей близ Иерусалима. Там
он приобрел известность как учитель молитвы и знаток Свящ.Писания. Ок. 412 он
был рукоположен во пресвитера и одно время исполнял должность помощника иерусалимского
патриарха. Его проповеди и книги упрочили за ним славу одного из знаменитейших
писателей Востока. Кроме толкований, он составлял церк.-историч., агиографич.
и назидательные сочинения. Правосл. Церковь празднует его память 28 марта (однако
в Четьях Минеях его имя отсутствует).
Согласно греч.Месяцеслову имп.Василия, И. составил толкование на всю Библию.
Из этого комментария И. сохранилось лишь немногое. 1) «Толкование на книгу Левит»,
посвященное диакону Евтихиану. Оно есть только в лат. пер. 6 в. Из текста явствует,
что комментатор основывался на *Септуагинте, причем отмечал особенности и др.
греч. переводов Библии и сверялся с евр. текстом. Основную задачу автор видел
в отыскании «духовного», «таинственного» смысла, с помощью к-рого можно объяснить
«некоторые несообразности» и темные места Кн.Левит. Прим. Кротова: теперь
считается принадлежащим не И.; 2) 24 гомилии на первые 20 глав Кн.Иова, имеются
в арм. пер. и изданы по кодексу 13 в. (1913). Толкователь рассматривает Иова как
пророка и историч. лицо, а его страдания — как прообраз Страстей Христовых. 3)
«Примечания к книге пророка Исайи», изд. в 1900 по ватиканскому кодексу 11 в.
В этом толковании И. следует *аллегорическому методу *Оригена, часто расширяя
границы прообразовательного смысла (напр., Ис 19:1 он относит к бегству св. семейства
в Египет). 4) «Примечания к Псалтири», имеются в неск. вариантах. Один, как полагают
патрологи, тождествен толкованию, к-рое приписывали свт.*Афанасию (Твор. т.4,
с.40). Комментарии состоят из отд. *глосс, имеющих аллегорич.-прообразоват. характер.
5) Такой же фрагментарный характер имеют «Примечания к Малым Пророкам», к-рые
сохранились в 6-ти манускриптах (Рим, Москва, Париж) и опубликованы лишь частично
(на Ос, Авд, Зах). 6) «Соглашение Евангельское», сохранилось в сокращ. виде. В
нем И. рассматривает 61 экзегетич. вопрос о *противоречиях в Евангелиях. В частн.,
он пытается согласовать хронологию событий Страстной недели и Воскресения.
Кроме того, есть рукопись 9 в., содержащая *катены на 13 библ. гимнов ВЗ и
НЗ (Исх 15; Втор 32; Лк 1;2 и др.), автором к-рых считают И. (текст издан в 1917).
В целом экзегеза И. редко отступает от методов аллегорич. школы. И. склонен видеть
в ВЗ не только прообразы НЗ, но и указания для духовной жизни. Так, объясняя события
Кн.Исход, он пишет: «Образом ума признается законоположник Моисей, который Бога
видит в купине, лицом прославляется и богом фараону от Бога богов поставляется;
потом казнями поражается Египет, выводит из него Израиля и дает Закон. Все сие,
будучи понимаемо иносказательно, в смысле духовном, изображает действия и преимущества
ума» (под «умом» преподобный разумеет внутреннюю духовную область человеческого
существа, где творится «умная молитва»). Различие между заповедями двух Заветов
И. полагает в их направленности. Старый Закон «добр», однако он «служит к обучению
внешнего человека и к охранению от страстных дел. Но подвиги эти не суть охранители
и от грехов мысленных, или возбранители их, т.е., не сильны избавить нас от зависти,
гнева и прочего». Внутреннего человека преобразует лишь НЗ.
u M i g n e, PG, t.93, 27; Interpretatio Isaiae Prophetae. Ed.M.Faulhaber,
Friburgi, Brisgoviae, 1900; Les hom№lies festales d’Hesychius de J№rusalem, P.,
1978; Supplementum Psalterii Bonoriensis. Ed.V.Jagis, Vindobonae, 1917; The Commentary
on Job by Hesychius, presbyter of Jerusalem, Ed.C.Tcsherakian, 1913; в рус. пер.:
Преп. отца нашего Исихия, пресвит. Иерусалимского, Слово душеполезное и спасительное
о трезвлении и молитве, М., 18906;
l ПБЭ, т.5, с.1074-75; *Ф и л а р е т (Гумилевский), Историч. учение об отцах
Церкви, т.3, § 203, СПб., 1859, СПб., 18822; ODCC, p.645; Q u a s t e n, Patr.,
v.3, p.488.
http://www.bautz.de/bbkl/h/hesychius_v_j.shtml:
Werke: Komm. zu Lev, lat. uberl., in: MFG 93, 787-1180; Komm. zu Hi bzw. 24
Homilien uber Hi 1-20, armen. uberl., hrsg. v. Ch. Tscherakian, Venedig 1913;
Glossen zu Jes, hrsg. v. Michael Faulhaber, 1900; Glossen zu den Kleinen Propheten,
noch unediert; Glossen zu den Pss, in: MFG 27, 649-1344 (mit unechten Beimischungen),
als Pss-Erkl. des Athanasius 1746 durch Kard. M. N. Antonelli veroff.; Reste eines
gro?en Pss.komm., in: MFG 93, 1179-1340 u. 55, 711-784; Glossen zu 13 Hymnen des
AT u. NT, hrsg. v. Vatroslav Jagic, Supplementum Psalterii Bononiensis, Wien 1917,
301-320; Predigten, in: MPG 93, 1453-1480; z. gro?eren Teil noch ungedr.; Historia
ecclesiastica.
Lit.: Michael Faulhaber, Eine wertvolle Oxforder Hs, in: ThQ 83, 1901, 218
ff.; - Alberto Vaccari, Esichio de Gerusalemme e il suo "Commentarius in
Leviticum", in: Bessarione 22, Rom 1918, 8-46; u. in: Scritti erudizione
e di filologia 1 Rom 1952, 165-206; - Ders., Notulae patristicae, in: Gregorianum
42, 1961, 731-733; - Klaudius Jussen, Die dogmat. Anschauungen des H. v. J. Tl.
1: Theol. Erkenntnislehre u. Christologie (Diss. Munster, 1930), 1931; Tl. 2:
Die Lehre v. der Sunde und Sundenvergebung, 1934; - Ders., H. v. J., ein wichtiger
Zeuge f. die kirchl. Erbsundenlehre aus der alten griech. Kirche, in: ThGL 25,
1933, 305 ff.; - Ders., Die Mariologie des H. v. J., in: Theol. in Gesch. u. Ggw.
Michael Schmaus z. 60. Geb. Hrsg. v. Johannes Auer u. Hermann Volk, 1957, 651
ff.; - Severien Salaville, Christus in Orientalium pietate, Rom 1939, 53 ff.;
- Leo Santifaller, Das Augsburger Unzialfragment des Lev.komm. v. H. aus der 1.
Halfte des 8. Jh., in: ZBlfBibl 60, 1943, 241 ff.; - Albert Siegmund, Die Uberl.
der griech. christl. Lit. in der lat. Kirche bis z. 12. Jh., 1949, 87 f.; - A.
Wenger, H. de J. Notes sur les discours inedits et sur le texte grec du commentaire
"In Leviticum", in: RevEAug 2, 1956, 457 ff.; - Johannes Quasten, Initiation
aux Peres de l'eglise III, Utrecht 1963, 683 ff.; - Julius Gross, Gesch. des Erbsundendogmas.
Ein Btr. z. Gesch. des Problems v. Urspr. des Ubels. II: Entwicklungsgesch. des
Erbsundendogmas im nachaugustin. Altertum u. in der Vorscholastik (5. bis 11.
Jh.), 1963, 190 ff.; - Michel van Esbroeck, L'homelie gregorienne d'H. de I. sur
la resurrection des morts, in: Museon 87, 1974, 1 ff.; - Bardenhewer IV, 257 ff.;-
Altaner7 333 f.; - CathEnc VII, 303 f.; - DSp VII, 399 ff.; - EC V, 581 f.; -
LThK V, 308 f.; - NCE VI, 1090; - ODCC2 644 f.; - Quasten III, 488 ff.; - Pauly-Wissowa
VIII, 1328 ff.; - Kl. Pauly II, 1121; - RGG III, 299.
Letzte Anderung: 23.02.2003
|