Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Иннокентий I Римский (12.3.417). Уроженец городка Альбано под Римом, 22.12.401 ставший Папой в эпоху самую трагическую: в 410 году город был захвачен вестготами и разорен. Иннокентий в этот момент был в Равенне, пытаясь убедить императора Гонория откупиться от варваров; современный ему историк Орозий писал, что Бог специально вывел Папу из Рима, словно Лота из Содома, чтобы тот не погиб с грешниками. Разумнее и милосерднее был Августин, оплакивавший гибель Рима как трагедию. Как это и после не раз бывало в истории, уменьшение материального могущества обернулось ростом духовного авторитета папства. Иннокентий настаивал на том, что «важнейшие дела» должны рассматриваться в Риме, и с этим согласились и испанские епископы, и епископ Руана Виктриций. Когда в Африке епископы стали спорить друг с другом относительно учения Пелагия (считавшего, что человек не настолько испорчен первородным грехом, чтобы нуждаться в благодати для обращения к Богу), так что два собора осудили пелагианство, а один одобрил, Иннокентий обратился с посланием, претендовавшим на окончательное решение вопроса. Августин поддержал Папу и, обращаясь к своей пастве, сказал: «Два собора писали Апостольскому Престолу об этом, и получен ответ: вопрос решен». Отсюда пошло выражение «Roma locuta, causa finita est» («Рим сказал, дело окончено»). На самом деле, конечно, рост папского авторитета зависел от доброй воли епископов. Часто этой доброй воли не было и нет, особенно на Востоке, где константинопольского патриарха видели в роли папы либо напирали на то, что собор важнее и патриарха. Строго говоря, решить, чем один авторитет лучше другого, теоретически нельзя, но практически не в Риме, а именно в Константинополе постоянно ошибались. Так, в 304 г. император Аркадий при поддержке епископов, собравшихся на собор, низложил и сослал Иоанна Златоуста. Папа вступился за святителя, посылал ему подбадривающие письма, в которых, правда, указывал, что чистая совесть сама по себе помогает устоять в несчастьях (а все же добавлял к чистой совести Златоуста свою поддержку). Он разорвал все отношения с Востоком, хотя и не стал отлучать от Церкви императора и епископа, занявшего место Златоуста, предпочитая выжидать, когда те одумаются. Ожидание это (с некоторыми перерывами) продолжается по сей день. Похоронен на римском кладбище Понциана. Acta Sanctorum, июль, т. 6; Butler, 28.7; Задворный, 1, 199-205. Память 28 июля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова