Анастасий Римский (401). Римский папа, прославившийся защитой монашества от тех, кто считал безбрачие греховным, и православия от тех, кто пытался некоторые богословские теории Оригена возвести в абсолютную догму. То, что у великого богослова открывало Христа, в новом контексте могло превратиться в антихристианское учение. Впрочем, Анастасий, оторванный, как и все римляне, от культуры христианского Востока (он признавал, что не знает, что за человек был Ориген), в своем послании к Иерусалимскому патриарху отвечал на другой вопрос: следует ли наказывать Руфина, переводчика сочинений Оригена на латынь. Хотя Папа считал, что переводчик и распространитель сочинений Оригена явно несёт ответственность за ошибки любимого писателя, хотя он одобрял осуждение идей Оригена, вынесенное государственной властью, он — в отличие от позднейших остервеневших хулителей Оригена, посмертно его анафематствовавших — отличался терпимостью и произнес мудрые слова: “Руфин имеет судьёй своей совести Божественное Величие, перед лицом которого пусть сам и решает, может ли он одобрить самого себя. ... В наших пределах имеются и другие дела, чтобы не стремиться узнать, что он делает и где находится”. В общем, всегда есть вещи поважнее, чем гоняться за “еретиками” — которые к тому же, если их словить и внимательно рассмотреть, всегда оказываются еретиками лишь в кавычках. Сегодня, когда многие христиане нервно реагируют на такое использование христианских образов и слов, которое для Церкви — кощунство, стоит вспомнить слова Анастасия: “Ум мой смирился с тем, что писания Оригена благодаря переводу стали доступны жителям нашего города”. Вот этого “смирения ума” недостает многим современным “защитникам веры”, которые вечно боятся, что “слабые души” (себя-то они как раз считают сильными, а напрасно) будут совращены тем, что им кажется кощунством. Кощунство — это чужое неверие, страх перед кощунством — неверие собственное. Какой это абсурдный взгляд на жизнь стало особенно ясно, когда эта же психология явилась уже без христианских одежд, в виде большевизма, который ужасно боялся, что дело коммунизма рухнет из-за пьяных анекдотов. Похоронен на кладбище Понциана на Портуэнской дороге. Ист.: Задворный, 194-198, здесь же оп. послание. Память КЦ 19 декабря (Полищук, 703 и немецкий словарь - 27 апреля).
|