Амвросий Медиоланский (р. в Тревире (ныне Трир) ок. 339 - в Медиолане, ныне Милан, 4.4.397, в Страстную субботу; см. его сестра Маркеллина). Имя происходит от греческого слова “амбросиос” - “божественный”, “бессмертный”, “благородный”. Амвросий происходил из знатного римского рода, делал традиционную и превосходную карьеру, около 370 года был назначен консулярием провинций Лигурии и Эмилии, получив титул “светлейший” (третий чин в гражданской иерархии империи) и звание сенатора, а также резиденцию в Милане, который тогда был обычным местом пребывания императорского двора. Подобно другим христианам своей времени, он не был крещен, только оглашен, чтобы не осквернить грехом себя уже крещеного. В 374 году умер епископ Милана, бывший арианином, и горожане собрались для выбора нового. Ситуация была чрезвычайно сложная, потому что большинство горожан были православными, но были и ариане; нужен был человек, который бы устраивал обе партии. По преданию, какой-то ребенок крикнул из толпы: “Амвросий — епископ”, и все поняли, что это имеет смысл. Уже в качестве светского правителя Амвросий одинаково добро относился и к еретикам, и к “своим”. Амвросий был крещен и через неделю уже посвящен в епископы. Для него это было, конечно, понижение; в светской иерархии он мог рассчитывать на большую и власть, и богатство. Действуя с умом и политическим тактом Амвросий сумел за двадцать лет своего правления стать авторитетом для четырех императоров, среди которых были и еретики. Он первым из западных богословов стал изучать труды восточных отцов, кое-что переводил, и сам писал в духе своих азиатских и египетских собратьев. Ревностно организовывал он общины девственниц, новые на Западе. У Амвросия были свои слабые места: к примеру, он был антисемит. Когда в Азии христиане сожгли синагогу и император Феодосий обязал их ее восстановить, Амвросий протестовал и добился того, что император отменил свое распоряжение. Заставил он императора принести покаяние (на Рождество 388 года), когда тот чрезмерно сурово отомстил устроившим кровопролитие и бунт жителям Солуни. Позднейшие летописцы расписали эту сцену яркими красками, во все Средние века на нее смотрели как на триумф церковной власти над светской. На самом деле, никакого особенного триумфа и скандала не было, а через пару лет Феодосий еще и принял несколько законов, для Церкви не слишком благоприятных, восстановив равновесие. Подлинно успешен был Амвросий как архипастырь, создавая нечто большее богословских сочинений: стиль спокойного, милосердного, разумного руководства, в котором аристократизм стал из светского качестве духовным. “Ты призвал меня, когда я погибал, — молился он, — не допусти же, чтобы я погиб теперь, будучи епископом. Даруй мне чувствовать искреннее, глубокое сострадание к заблуждающимся, даруй мне не высокомерно обличать грешников, но плакать вместе с ним”. По одному из завещаний Церковь получила большое наследство; завещание было оспорено законными наследниками еще при жизни жертвователя. Амвросий присудил вернуть пожертвованное, заметив: “Церковь не теряет, если выигрывает милосердие. А милосердие никогда не бывает потерей. Вы хотели дать Церкви имущество, но вы уже дали нечто лучшее — ваши знания, вашу жизнь, ваши благие дела”. Он убеждал паству каждый день приступать к Евхаристии: “Ибо мы имеем все во Христе Господе. Если ты хочешь исцелить рану, Он — врач, Если тебя сжигает лихорадка, Он — источник воды живой. Если грех и зло угнетают тебя, Он — праведность, святость. Если ты нуждаешься в помощи, Он — сила. Если ты боишься смерти, Он — жизнь. Если ты желаешь неба, Он — дорога, к нему ведущая. Если ты хочешь бежать тьмы, Он — свет. Если ты голоден, Он — пища”. Мощи в храме его имени в Милане. Память 7/20 декабря, КЦ - 7 декабря, в день его рукоположения в епископы. Изображается с ульем (символ собирания мудрости), с книгой и плетью на ней (согласно легенде о наказании Феодосия), с костями в руках (в воспоминание о том, что он обрел в Милане мощи свв. Гервазия и Протасия). В КЦ покровитель пчеловодов, пчел, изготовителей свечей, домашних животных. О нем: Парели А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Бергамо: Россия христианская, 1991. 267 с. Память 7 декабря, 7/20 декабря.
Также: Половое воздержание вместо воздержания от власти.
|