Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

ИИСУС КАК РЫБА И ЯКОРЬ

Рыба как символ Бога – не христианское изобретение. У греков и римлян рыба была символом женского плодородия. Рыбу изображали схематично – в виде двух скрещённых полумесяцев. Полумесяц же, в свою очередь, был символом женского божества.

Впервые сравнение Христа с рыбой встречается у Тетуллиана (ум. ок. 225) в полемике с теми, кто говорил о ненужности крещения: «Мы же, рыбки, вслед за рыбой нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде». Тертуллиан не говорит, с какой стати он называет Христа рыбой.

Объяснение остроты впервые встречается в «Книгах Сивилл». Это произведение, выдающее себя за древние пророчества, было составлено уже после Тертуллиана, в нём говорится даже о непорочном зачатии Христа, и вот в нём-то и объясняется, что «ихтис» - греческое название рыбы – по первым буквам есть аббревиатура «Иисус Христос Теу Хуос Сотер».

Среди изображений в римских катакомбах к христианским символам можно отнести знак рыбы, когда на спине у рыбы изображены хлеб и чаша. Предполагают, что изображение рыбы могло служить своеобразным христианским паролем. Нарисовать две дуги было минутным делом, язычники считали, что это символ какой-нибудь богини.

Появляются рыбы на христианских надгробиях. Изображена была рыба и на храме Рождества в Вифлееме, построенном по приказу императора Константина в начале IV в.

Рыба как символ не очень нуждается в непосредственной передаче образа от одного пользователя к другому. Метафора возникает сама собой, как и выражение "рыбка моя". "Сказка о рыбаке и рыбке" - яркий пример отождествления Христа с рыбой (цензура вырезала самый яркий эпизод - желание пожилой дамы стать римскою папою и его реализацию).

Климент Александрийский упоминал, что христианину прилично иметь печати (перстни-печатки) с изображениями голубя, рыбы, корабля, лиры, якоря.

Тертуллиан: рыба умирает без воды, «Мы, маленькие рыбы, носящие образ нашей Рыбы («Ихтис») Иисуса Христа, рождены водою».

Якорь упоминается в Евр. 6, 19. Только на одном древнеримском кладбище было найдено 70 надгробий с изображением якоря. Якорь – эмблема Селевка I, основателя династии Селевкидов; рассказывали, что у Селевка было родимое пятно в виде якоря. Якорь встречается на еврейских монетах (до правления Янная). Климента Римского сослали в Крым, а там привязали к якорю и утопили. После 300 г. эмблема исчезла из употребления.

Якорь, как и рыба, для грека имел оттенок каламбура: «анкура» могли приравнивать к «эн курио», «в Господе».

Cм. о якоре: Charles A. Kennedy's "Early Christians and the Anchor" (Biblical Archaeologist 38, S-D 1975, pp. 115-124).

См. история изображения Христа.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова