II ВЕК: ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ХРИСТИАНСТВО
Второй век - век очередной информационной революции. На смену свитку приходит книга. Волюм сменяется кодексом. "Волюм" (как в XVIII веке и в России называли книги) - это ведь именно свиток, скрученная полоса пергамена или папируса. Поэтому то же слово обозначает и уровень звука - звук раскручивается волною. На рекламе шампуней пишут "улучшенный объём", но в оригинале опять volume - волнистее волосы.
Точнее, книга сменяет свиток у христиан, но не у иудеев. Возможно, именно здесь самое наглядное проявление того, что пути разошлись. Пятикнижие Моисеево для иудея прежде всего - свиток, и это принципиально. Листочки раввины во II веке тоже использовали для отдельных комментариев, но всё же Закон - это именно свиток, именно пергаменный.
Между тем, практически все евангельские тексты, сохранившиеся от второго столетия - это именно остатки кодексов, книг. Отличить легко - свиток исписывался с одной стороны, страница книги - с обоих. В два раза повысилась плотность информационного носителя!!! Более того - несравненно легче искать нужное место. Попробуйте перемотать пятиметровую ленту или перелистать сотню страниц. Что быстрее? Такой же рывок как появление компьютерного поиска по тексту.
Гай Струмса назвал христианство II cтолетия "религией покетбуков" - а можно было бы назвать и "религией айпадов", "религией твиттера". Евангелие, цитируя другого автора, для этих верующих было "не догмой, а руководством к действию". Свиток - дорогой, громоздкий, тяжёлый. Это как нынешние напрестольные евангелия в русских церквах. В суздальском музее есть экземпляр почти в человеческий рост высотой. Это уже ближе к иудаизму, чем к христианству. Христиане II века похожи на тех, кого нынче зачисляют в сектанты за умение полезть за словом в карман, молниеносно найти нужную цитату.
С точки зрения тех, кто предпочитал свиток, кодекс - фи! Дешёвка! Где торжественная осязаемость информации, которая достигается только благодаря постепенному разворачиванию свитка?! Что за рубка текста на кусочки? Неудивительно, что потом - полторы тысячи лет спустя - докатились на изобретения точек, запятых, а в Евангелии каждую фразу пронумеровали.
Струмса замечает, что религиозные инновации и в ряде других случаях сопровождались схожими изменениям:
"Мани изобрёл новую запись среднерсидского языка, которая была эффективнее традиционного пехлевийского алфавита. ... Ислам - первая религия, которая использовала бумагу для религиозной проповеди".
Христианство понижало планку. Христианство II века, конечно. На сегодняшний день... Конечно, есть и сегодня христианства попроще, но всё же в целом современная Церковь куда ближе к религии не книги, а свитка - судя по настойчивости, с которой пропагандируется идея почти непрерывного христианского образования. Сколько всего надо зазубрить, чтобы стать христианином...
Реферат статьи: Stroumsa G. Early Christianity - A religion of the book? // Homer, the Bible, and beyond: literary and religious canons in the ancient world. Leiden: Brill, 2003.