См. в искусстве: умовение ног Петру; на Преображении; отречение Петра; с ап. Павлом.
Петр (I). Галилейский рыбак по имени Шимон (в греческом произносится как Симон
или Симеон). Иисус дал ему арамейское имя Кепа — в греческом произношении Кифа
— что означает “Камень”. Сам же Иисус перевёл это имя на греческий — “Петр”, и
именно в греческом варианте это имя закрепилось. Еще Симона звали просто по отчеству
(“сын Ионы” или “сын Иоанна” — очевидно, и отец его произносил своё имя не только
на еврейский манер, но и на греческий). Симон и его брат Андрей дружили с Иаковым
и Иоанном, сыновья Зеведея, у них было нечто вроде рыбацкой артели. Петр не имел
богословского образования на уровне, в его эпоху считавшемся высоким, но не был
он и равнодушным к вере человеком, который вдруг случайно повстречался с Христом.
Вместе с братом и друзьями Петр отправился к Иоанну Предтече, и именно там встретились
с Иисусом. Рассказ евангелиста Марка о призвании Петра и Андрея просто умалчивает
об этой предыстории. Впрочем, то, что Петр уважал Иисуса, называл его Господином
(Лк 5,5), не означает, что в его жизни всё шло гладко, без переворотов. Прямо
наоборот: и призвание было рывком вперед, и каждый день жизни с Иисусом.
Петр, по преданию, рассказывал своему ученику Марку о Спасителе; действительно,
в Евангелии от Марка и связанных с ним местах других евангелистов много мест,
где Петр выставлен в настолько неблагоприятном виде (вспыльчивый, дерзкий, не
понимающий Господа), что вряд ли кто-либо из христиан, кроме самого Петра, решился
бы так критично о нём отзываться. Именно Петру Христос поручает “пасти Своих овец”,
именно Петра делает первым среди учеников, не боясь зависти со стороны других
учеников. Зависть была, если не у апостолов, то у их последователей, и на протяжении
веков о Петре судили на редкость различно. Важно, впрочем, что никто не отрицал
высоты, на которую Господь поставил Петра; единственное, на что решались толкователи,
так это на заявления, что и все вообще христиане призваны к такой же высоте. Петр
первым увидел воскресшего Иисуса, однако вернулся в Галилею к рыбацкому своему
занятию: видимо, решил, что если Господь воскрес, то и нечего беспокоиться, а
дела не ждут. Христос Сам пришёл к нему и позвал за собой в который уже раз. После
Вознесения Петр, без сомнения, является лидером среди иерусалимских христиан.
Именно Петру было замечательное видение: Господь заставлял его есть пищу, которую
евреи считали нечистой, показывая, что Бог может изменить критерии чистоты, расширив
их. Последний раз Деяния упоминают его во время участия в Иерусалимском соборе,
который разрешил крестить язычников, не требуя от них соблюдения ветхозаветных
обрядов. Из писем Павла мы узнаём, что после собора Петр по крайней мере однажды,
не нарушая постановлений собора, не решился, однако, защитить христиан-язычников
от недружелюбия иудео-христиан. Это показывает, что и во главе Церкви, уже умудрённый
опытом и Духом Святым, Петр всё же оставался лишь человеком, в поведении своём
способным на слабость. Церковное предание утверждает, что Петр умер в Риме как
мученик во время гонений Нерона, и оснований не доверять этому преданию нет.
В Евангелии содержатся два послания, приписываемые Петру. Первое из них написано
Петром почти несомненно (правда, многие места этого послания перекликаются с сочинениями
ап. Павла, но это криминал лишь с точки зрения слишком ограниченных богословов;
послание написано на очень хорошем греческом языке — но это уже, видимо, заслуга
переводчика). Второе лишь во второй половине IV века было признано на Западе подлинным;
впрочем, если оно и не написано Петром, а позднее, оно не противоречит учению
Церкви, в том числе и Петра. Вместе с 12 апостолами ему празднуется 30 июня/13
июля.
Петра на Западе именуют “принцем апостолов”. На русский язык это выражение
обычно переводят как “князь апостолов”, хотя латинское “принц”, “принцепс” означает
просто лидера, вождя. В греческом языке этому термину соответствует слово “корифей”
(которое прилагается и к Петру, и к Павлу), первоначально обозначавшее руководителя
хора в аттической драме (а в современном балетном искусстве означающее солиста,
исполняющего главную партию).
На Западе Петру и Павлу еще с 4 в. праздновали 29 июня, на Востоке же первоначально
праздник приходился на 28 декабря. Вместе с апостолом Павлом Православная Церковь
празднует ему 29 июня / 12 июля, Петру празднуется вместе с ап. Павлом, причем
предваряется этот праздник многодневным постом и называя его днем Святых и всехвальных
первоверховных апостолов Петра и Павла. Оба апостола - люди, достаточно разные
по происхождению (рыбак и ученый-аристократ), по стилю мышления, по пути в Церковь,
по призванию (Петр проповедовал иудеям, Павел - язычникам). Общего у них - чуткость
к голосу Бога. Конечно, им были явлены и внешние знамения: Петр был поражен тем,
как ловится рыба в присутствии Христа, Павел упал с коня оземь при виде Божественного
Света. Но мы-то ведь и когда рыба идет в наши сети, и когда неведомая сила преодолевает
нас - как часто лишь отряхиваемся, словно собаки, и бежим по своим делам. Петр
и Павел не вышли сухими из вод крещения - они погрузились в дела, в проповедь,
в гонения - и в святость.Их титулы длинны и не совсем понятны, особенно "всехвальные".
Ведь не все их хвалят, не одни христиане на земле живут, и не за всё их хвалят:
неизвестно, что хуже - как Петр из трусости изменять Христу, когда Того гонят,
или как Павел - из благочестия гнать христиан. Апостолы на свой счет не обманывались:
Петр не скрыл от Церкви своей измены, а Павел до конца жизни называл себя "извергом"
среди христиан (в переводе со славянского это гулкое слово означает всего-навсего
"выкидыш"). Их рождение к вечной жизни было далеко не естественным,
благодать выдавила Петра и Павла на свет. "Всехвальны" они потому, что
прославил их Творец всего. "Первые" и "верховные" они не по
времени призвания (первый - Андрей) и не по месту в иерархии (апостола Петра признают
“первым” все христиане, но в совершенно разных смыслах, и многие его первенство
сводятся до чисто символического — все христиане, мол, первые). Проповедуя Евангелие,
тысячи людей они пропустили вперед себя ко Христу, поставили выше себя так, что
об ап. Петре трудно даже точно сказать, что он был первым главою римских христиан,
а ап. Павел точно ничего не возглавлял. Петр и Павел были проворны, инициативны,
внимательны - все качества хороших слуг. Первоверховными стали слуги, не те, кто
принимал служение (что уж говорить о судьбе тех, кто отверг апостольские услуги!).
Иисус, когда назвал апостола "Петр" ("камень") и сказал, что
на этом камне будет стоять Церковь, уже улыбался относительности всех измерений
мира сего. В Церкви последние - вот первые, ее нижние камни - вот ее верх. С человеческой
точки зрения Церковь как бы стоит на голове - точнее, на главах. А дело просто:
у Церкви фундамент не в земле, а в небесах.
О пребывании Петра в Риме и его значении как основателя Римской Церкви пишет
в абсолютно подлинном письме св. Климент Римский (конец I века).
К 4 в. относятся первые упоминания о празднике “рождения”, “годовщины” “престола”,
“трона”, “кафедры” — то есть, праздник, посвященный тому, как Петр “впервые сел
на престол епископа в Риме” (разумеется, то не был пышный раззолоченный трон,
а просто сиденье из куска туфа). Первоначально праздник отмечался 22 февраля (под
этой датой он зафиксирован в Филокалианском календаре 354 г.), но с 6 в. — 18
января (может быть, потому что это и день памяти св. Акилы, в доме которого, по
преданию, и стоял тот самый “трон”). Праздник в первую очередь был посвящен не
конкретному стулу (лишь с 13 в. в соборе св. Петра начинают показывать “престол
Петра”, ранее его там не было), а значению Петра как первому из апостолов. Примечательно,
что около 22 февраля язычники совершали праздник Фералия или Паренталия, посвященный
предкам, когда на могилы приносили еду: в этот день закрывали храмы, чиновники
снимали с себя знаки отличия, не совершали браков; 22 февраля праздновался день
живых родственников — Харистия. Возможно, что праздник Кафедры Петра, помимо прочего,
призван был заменить этот обычай. В результате 18 января празднуется Римская Кафедра
Петра, а 22 февраля — Антиохийская (праздник 22 февраля отмечался лишь в Галлии).
16/29 января празднуется Поклонение честным веригам ап. Петра. Сами вериги
хранятся в Риме; слово это означает "цепи" обычно связывается с веригами,
которые надевали на себя юродивые или некоторые подвижники для вящщего укрощения
плоти. Но на апостола Петра вериги было возложены не по его воле, а тюремщиками,
и не для укрощения тела, а прямо наоборот - для укрощения его духа. Не удалось:
когда апостол был скован впервые, его освободил из оков ангел; много лет спустя
его вновь заковали - и он был освобожден мученической смертью на кресте. Праздник
цепей возник в Риме, где с конца IV века существовала церковь во имя Петра и Павла.
В 430-е годы ее перестроили на деньги византийской принцессы Евдокии, и храм стали
называть “Евдокиев”. В V столетии появилось предание, что эта церковь стоит на
месте тюрьмы, где был “в узах” (“ad vincula”) апостол Петр во время пребывания
в Риме. А еще позднее стали считать, что в этой церкви хранится одна из цепей,
которыми сковали Петра в Иерусалиме: якобы ее прислала в Рим императрица Евдокия.
В Риме освящение этого храма стали праздновать 1 августа, а со временем этот праздник
стал посвящаться специально “веригам Петра”. Память Петра 29 июня/12 июля, КЦ
29 июня.
Cullmann, O., Peter: Disciple, Apostle, Martyr. London, 1962. Брянцев В.Д.
Был ли апостол Петр в Риме. Казань, 1899. Крашенинникова О.А. Распространение
почитания Апостола Петра в XI-XIV вв. и его отражение в гимнографии (Запад — Византия
— Русь). - Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие,
1996. Сс. 21-23.
|