Апокриф о ней в переводе Скогорева - Мещерской. Златоуст.
Фекла (I). В Православной Церкви по сей день вспоминают эту святую при пострижении женщин в монашество как "жен славу". В конце второго века были сочинены “Деяния Павла и Феклы”, согласно которым ей было восемнадцать лет, когда апостол Павел пришел в ее родной город Иконию (Малая Азия, Конья) - и она приняла его весть о Христе так самозабвенно, как это могут лишь женщины. В преданиях о ней два факта если и не отражают событий первого столетия, то отражают психологию христиан второго столетия. Во-первых, автор “Деяний” подчеркивает, что Фекла отказалась от жизни в браке, посвятив себя Богу и став, таким образом, как бы первой монахиней. А ведь она была красива и, более того, привлекательна. Для окружавших ее людей одно сохранение девственной чистоты было проповедью о Христе, более выразительной, чем любые слова, которые могла бы найти Фекла. Слушать женщину не стал бы никто - над ее усилием быть только с Господом задумывался всякий. Во-вторых, церковное предание называет Феклу первомученицей, хотя она не погибла в результате пыток, а неоднократно чудесным образом спасалась из рук палачей. Позднее, когда Церковь настолько выросла, что ее нельзя было уничтожить никакими репрессиями, такие чудесные избавления происходили редко, и мир поражался тому, с каким спокойствием христиане проходят сквозь смерть. А Фекла жила в эпоху, когда христиан было совсем мало - и Бог поражал мир, уберегая от его рук малый свой остаток. Господь по-разному спасает христиан - то даруя им избавление от смерти, то даруя им мужество в смерти. Святые согласны с этим, ибо, в согласии с Богом, хотят не унизить мир, а просветить его, изумив - когда придется, смертью, а когда доведется - и жизнью. Именно в этом апокрифе сохранилось единственное описание ап. Павла как маленького, кривоногого, лысого человека со сросшими бровями над длинным носом. Память 23 сентября, 24 сентября/7 октября. |