Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

 

КЛИМЕНТ РИМСКИЙ

Климент Римский (101). Епископ Рима, автор послания к коринфянам, которое является одним из древнейших памятников христианской литературы. Древние историки Церкви пытались домыслить обстоятельства жизни Климента, связав его прямо с апостолами: Тертуллиан утверждал, что его поставил сам Петр, Епифаний добавлял, что Климент уступил на время кафедру Лину, и вновь стал папой лишь после смерти папы Анаклита. Ориген и Евсевий считали, что именно этот Климент упоминается в послании Павла к филиппийцам (4, 3). Дион Кассий заявлял, что Климент — одно лицо с консулом Титом Флавием Климентом, членом императорской семьи, какзненным в 95-96 гг. якобы за веру в Христа. Ириней Лионский, в отличие от более поздних писателей, не упоминает о мученичестве Климента (хотя о других папах всегда оговаривает, умер ли он своей смертью или от гонений). В начале III в. в Сирии, видимо, была сочинена фантастическая биография Климента, согласно которой он был из императорской семьи, изучал различные системы философии в поисках истины и одновременно переживал романтические приключения: пропали его отец, мать, трое сыновей. Тогда Климент отправился на Восток и тут познакомился с апостолом Петром, обрел истину и заодно чудесным образом встретил одного за другим пропавших ближних. Автор этих "Псевдо-Климентин", однако, был скорее не христианином, а иудеем, видевшем в Христе лишь пророка, обычного человека. В IV в. сочинено греческое сказание о казни Климента, по которому папа был утоплен во время ссылки в Херсонес, из чего в XX веке сочинили гипотезу, что Климент был крестителем Руси. Мощи его в IX в. были перенесены в Рим свв. Кириллом и Мефодием, а глава Климента позднее была перенесена в Россию и почиталась здесь как святыня. В самом же послании Климент лишь упоминает, что римские христиане столкнулись с гонением, подобным бывшему при Нероне. Автора считают евреем (подобно и апостолу Петру), сохраняющим некоторые особенности ветхозаветной психологии и при этом не испытывающим потребности отмежевываться от иудаизма, как это стало обычным для христиан уже поколение спустя. Послание Климента впервые в церковной письменности описывает Церковь как организм иерархический. Это не означает, что Новый Завет говорит о Церкви как о каком-то демократическом клубе; упоминаются и там пресвитеры и епископы, но мимоходом. При Клименте, однако, Церковь росла, росло число людей, предпочитавших видеть ее аморфной массой, и Папа с поразительной внятностью и четкостью обрисовал принцип существования Церкви в мире, где не может долго существовать ничто без иерархии, в мире, где иерархизм есть результат не злой воли, а замысла Творца, отражение иерархичности самого творения. Конечно, иерархизм легко делается идолом и ложью (например, многие католики и по сей день убеждены, что коринфяне просили Климента рассудить их конфликт в качестве Папы Римского и главы Церкви, но он писал не по должности, а из сострадания). Кроме того, Климент подчеркивает особенность именно христианского понимания иерархизма: община не может низлагать пресвитеров, потому что ставятся пресвитеры не общиной, а пресвитерами же, преемниками апостолов. Это "апостольское преемство" не означает, что члены общины — быдло, оно напоминает, что Христос не предлагал людям избрать из себя лучших, а избрал, Кого захотел, и сделал руководителями нарождающейся Церкви. За две тысячи лет существования христианства эта система часто возмущала людей, иногда — убивала их, а ведь каждая несправедливость, совершенная посланниками Христа, есть предательство Христа. Главный аргумент Климента — Христос, посланный Богом, а не человеческой волей, но на практике словами о Божественной воле часто прикрывали собственную. Попытки заменить эту систему демократией заканчивались неудачей: что неплохо для земного царства, оказывается скверно для Царства Небесного, хотя апостольское преемство иногда вызывает к себе такую ненависть, что люди согласны потерпеть, лишь бы обойтись без него. Но это тот случай, когда терпение оказывается хуже того, что терпят: когда божественной волей прикрывают эгоизм, — это кощунство по отношению к святыне, когда эгоизм прикрывают человеческой волей — это нечто худшее. Во времена Климента вопрос о церковной власти имел не самое важное значение (конфликты в коринфской общине — буря в стакане святой воды), потому что властвовать было особенно-то не над чем: миряне приносили на службу дары, духовенство приносило эти дары Богу. Еще около 170 г. в Коринфе, да и в других городах, время от времени читали за богослужением послание Климента, подобно посланиям первых апостолов.

Св. Климент епископ Римский. Спб., 1852;  Петрушевский П.П. Св. Климент епископ Римский. Киев, 1897;  Приселков А. Обозрение послания св. Климента еп. Римского к Коринфянам. Спб., 1888; Гладкова О.В. Св. Климент Римский — креститель Руси? - Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие, 1996. Сс. 37-39. Память 23 ноября, 25 ноября/8 декабря, обретения мощей 30 января/12 февраля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова