Варлаам, Иоасаф и Авенир. Популярные в Средние века святые, повесть о которых переписывалась в сотнях экземплярах. В Новое Время, однако, когда европейцы лучше познакомились с культурой некогда загадочной Индии, стало ясно, что повесть о Варлаама и Иоасафе есть лишь христианская фантастика. Один из любимых фантастами сюжет - о параллельном мире, в котором, начиная с какого-то момента, история развивается не так, как в известном нам. Так повесть о Варлааме начинается с дословного пересказа повести о царевиче Гаутаме, который был так потрясен человеческими страданиями, что отрекся от престола и стал “просветленным”, Буддой, создав учение о том, что человек должен избавиться от страданий, избавляясь от желаний. Христиане, читая эту повесть, не могли не сопереживать ее началу, ибо страдания человеческие волнуют и Христа, и христиан. Но они переписали ее: к Гаутаме-де, когда он разочаровался в жизни, пришел христианский подвижник Варлаам и проповедовал ему Евангелие. Иоасаф стал христианином, потом и его отец Авенир. После смерти отца Иоасаф-де оставил царство и стал подвижником вместе с Варлаамом. Разумеется, все это было невозможно в действительности по той простой причине, что Гаутама-Будда жил за несколько веков до рождества Христова. Легенда, однако, представляет интерес не только как исторический ляп, но как один из возможных ответов на вопрос о том, могут ли спастись нехристиане, в частности, и буддисты. Господь, конечно, не будет переписывать истории и насиловать ее, но Он, наверное, сможет на Страшном Суде привлечь к Себе многих язычников, уцепившись за ту точку в их жизни, когда они были так же близки к Нему как Будда - к еще не существовавшему христианству. Память 19 ноября/2 декабря.
См. повесть о В. и И. |