Есть разница между 1973 и 2023? Формально, политически — нет. Я опять оказался в той же точке, где был полвека назад. Но для меня разница есть, потому что полвека назад я верно понимал Россию — страну лжецов, но неверно думал, что Запад — страна правды и гуманизма.
Виноват, как всегда, еврей — Киссинджер. Людоед, который стал причиной гибели миллионов кампучийцев и вьетнамцев и которого следующая волна людоедов не взяла в подручные, потому что он еще и про «разрядку» придумал. Недостаточно был людоед.
Шучу, конечно, не только «разрядка». Еще хиппи. Еще бибиси. Еще Диккенс, Твен, Лондон, в общем — викторианские писатели, у которых изо рта со словами вырывается пар свободолюбия и человечности.
За полвека я побывал там, где были Диккенс, Твен и Лондон, и обнаружил, что главное в них — неприятие очень малоприятного мира, и их нет, а малоприятный мир буржуазности никуда не делся, напротив, заматерел, и доверять условному «бибиси», рассчитывать на какую-то помощь или хотя бы на то, что тебя заметят — не надо. У буржуа свои критерии, он отбирает людей как собак, а не как людей.
Все это было бы довольно кисло (словечко, которое любил отец Александр Мень, из лексикона шестидесятников), если бы не было Бога и созданных им людей. Но люди есть, хотя человечество с этим борется. И Бог есть, что делает борьбу вздором, а любовь реальностью. Ну, аллилуйя. А как быть с изобилием дураков, кое-какеров и предателей? Ханжески делать вид, что их нету? Ну, «как быть», «как быть»... Врать не надо, правду-матку резать, если очень приспичит — пожалуйста, главное, не терять чувство меры, пропорций, чтобы не потерять той самой человечности, во имя которой бесчеловечность и толкает на грех.
Еще в 1973 году был миф об Израиле. А сегодня я даже не знаю, чего мне больше стыдно - что я русский, что я еврей или что я западник? Э, мне стыдно, что я человек, отношусь к тому же роду, о котором столько гадостей (причем, справедливых) написал настоятель Ду, блин, ского собора отец Ионафан Свифт. Но поскольку не быть человеком еще более гаже, то лучше я буду человеком со стыдом, чем людоедом без стыда и совести.