Я давно уже оставил идею официальной регистрации. Давеча стал вспоминать — почему. Так вот, в 2016 году были приняты «поправки Яровой» — в сущности, часть многолетней кампании по реставрации статьи за контрреволюционную деятельность и пропаганду (потом стала 58, потом 70).
До поправок закон тоже был драконовский, но можно было быть просто общиной (религиозной группой), не уведомляя власти. Теперь закон не говорит, что группа «должна уведомлять», но это безусловно подразумевается. И это не просто уведомительный порядок, это разрешительный, потому что группа должна соответствовать условиям, например:
«1.1. Не может быть руководителем (участником) религиозной группы:
иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (далее — Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“);
лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
физическое лицо, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, до отмены такого решения».
То есть, могут запретить существовать вообще! Если я переведу деньги ФБК — всё, я пособник терроризма, так?
При этом миссионерскую деятельность в жилом помещении вести нельзя вообще. То есть, я даже и сейчас нарушаю закон. Потому что если п. 7.1 закона говорит о том, что «группа» создается и для «распространения веры» (заметим, не для миссионерской деятельности, этого термина не употребили), то п. 3 говорит: «Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.» — только «последователи» (кстати, безграмотно — у группы нет последователей, в ней только участники; но весь закон написан так дико, что уж по стилистике смешно предъявлять претензии).
К тому же «уведомление» включает в себя паспортные данные всех членов, кучу информации о том, не террористы ли мы, не верблюды ли и т.п. В общем, разденься догола, наклонись и раздвинь ягодицы. Но при этом, сообщив о себе и других все подробности, я всё же не получаю «государственной регистрации». Хотя записан у государства, то есть именно зарегистрирован.
На общем фоне псевдозаконности это, конечно, мелочь. Все, кто взял курс на приспособление, наклонились и раздвинули. Но я этого делать не буду. Не делал до вторжения, тем более, сейчас — когда в метро могут задержать за желто-голубой педикюр, я буду власти предоставлять паспортные данные на всех молящихся о прекращении вторжения в Украину? Ага, щас…
Другое дело, что и до этого закона самые разные люди мне отказывали в помещении. Сначала через кого-то говорили, что, может, а выяснив, что не МП — отказывали. И это очень благоразумно в наших условиях, почему я редко (и безрезультатно) пощу о помощи, скорее выполняя обряд — бесполезно, да и что человека втягивать в рискованную ситуацию.