Любовь не эгоистична. Посмотрим от противоположного. Вот типичное заявление: «Московская Патриархия как учреждение это не моё, я не суюсь в интриги и коррупцию церковных аппаратчиков, я простой прихожанин, у нас замечательная община, хороший честный священник».
Это может быть сказано и пятидесятником о «зонтичной» централизованной организации, и иудеем, и мусульманином. Это может быть сказано любым мещанином, и говорить так — признак мещанства. Не того мещанства, которое восстало против принудительного коллективизма крестьянского и аристократического, а того, которое уже успокоилось, пожинает плоды восстания своих предков и созидает свой собственный коллективизм. Мелкооптовый.
Быть отдельной общиной — не грех. Лукавство начинается, когда в интриги не суются, а выгоды от этих самых интриг имеют. От центрального аппарата дистанцируются, но пользуются привилегиями и льготами, которые этот центральный аппарат получает от властей. Разумеется, получает не за красивые глаза.
В этой ситуации «аппаратчики» выступают как медиаторы, берущие на себя неприятные функции, своего рода шабес-гои.
Противоположная позиция. Священник Александр Мень считал, что без епископа жизнь общины неполна, переживал, что он десятилетиями не видит своего епископа (хотя понимал, что ничего хорошего от епископа он бы не увидел), искал какие-то замены — например, обращался к еп. Ермогену Голубеву. Он не «искал своего», он искал того, что ищет всякая любовь: искал всех. Он не хотел создавать сообществ избранных, спасающихся среди моря порока. Его главной целью были проповедь о Христе всем и соединение во Христе со всеми, потому что спасение — возвращение любви — по определению для всех.
Будучи биологом, отец Александр говорил, что золотая середина между бесхребетными медузами и закостеневшими черепахами — позвоночные, люди. Главное должно быть, но не должно быть панцирем. Эгоизм медуз парадоксальным образом уживается с эгоизмом черепах. Именно те, кто «ищет своего» в Церкви, выгораживает себе общинку поуютнее, составляют верную опору тоталитаризма в религии.
Нормально же считать себя членом всей Церкви, искать её совершенства, выносить мусор из Церкви. Да, за это могут выгнать, отобрать имущество, проклясть. Что ж делать! Господь Иисус Христос «не искал Своего» — Он искал спасения всего Израиля и вслед за Израилем всего человечества, который Сам же и обличал, и Его ученики, даже будучи изгнанными, должны искать того же.