Тёмная сторона счастья
Библейский параллелизм обычно не просто повторяет сказанное дважды, а что-то при повторе добавляет. Не радикальное, но существенное. «Не введи нас в искушение» можно подредактировать, только важно понимать, что это выражение парное к «но избави от лукаваго» и что «избави» что-то добавляет к «не введи».
Множественное число в этой молитве, между прочим, тоже существенно. Это не признание принципа коллективной ответственности — «ой, мы тут все такие грешные». Это признание соборной благодати — «ура, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
«Искушение» — не только трудности-опасности, огонь и вода. Искушение — это ещё и медные трубы. Вот почему «лукавое» — не только зло. Испытанием может быть не только Северный полюс, но и пляж. Счастье, радость, удовольствие, успех, — всё то, что Библия именует «благословение Божие» — тоже всегда есть одновременно и испытание. Глупый ангел удивлялся: а точно ли Иов любит Бога, если у Иова всё хорошо, давай проверим лишениями. Дурашка, да в лишениях многие как раз ведут себя достойно! Ломаются на мягкой перине. Кто из великих грешников был нищий? Ирод Великий, что ли? Богачи, богачи, богачи! Нищему грешить некогда, ему бы разыскать подстилку, чтобы на ней стонать-горевать.
Тёмная сторона света. Нищета благополучия. «Избави нас от лукаваго», конечно, не есть просьба избавить нас от успеха, урезать нам зарплату и наслать парочку фурункулов, но помнить о том, что самые страшные грехи мы совершаем не от материальных лишений, а от сердечной недостаточности, полезно.