Артема
Среди святых есть Артема, мужчина, из Семидесяти апостолов, по преданию — епископ в лиаконском городе Листре. Видимо, составители легенд считали, что Артема, которого упоминает ап. Павел в послании к Титу (3, 12) не может быть просто товарищем Павла, а обязательно один из тех апостолов, которых избрал сам Христос.
Мужское греческое имя («Артемас», ударение на последнем слоге, в русском языке произносится без конечной «с». Артемиду по-гречески и зовут «Артемис», «Артемида» — итальянская версия, от греческого родительного падежа «Артемидос»). Имя означает «здоровый», «цветущий».
Русское ухо смущается тем, что есть и «Артема» (с ударением на последний слог), и «Артемий», и «Артём»- вдруг между этими именами есть какая разница? Ничуть не большая, чем между «Саша» и «Сашенька».
Российская традиция тяготеет к канцелярской однозначности: как в документе записано, так и зовут, и никакие отклонения неуместны. Это психология армии, в которой человека не зовут, а выкликают, и имя его должно в точности соответствовать документу. К человеку относятся как к точке на карте — если не выставить точно параметры, то снаряд упадёт не там, где хочется. Имя должно однозначно определять человека, чтобы не было недоразумений в приказах, а для этого само имя должно быть однозначным.
Греки народ более штатский, они не считают необходимым жёстко фиксировать форму имён.