Врата ада и открытость рая
Утрехтская псалтирь, 835 год. Иллюстрация к фразе «Бог поставил Ему шатёр на Солнце, и Он выходит, как жених из брачного чертога своего». В еврейском оригинале сказано несколько другое — Бог поселил Солнце в шатре, и Солнце выходит как жених... В оправдание нас, христиан, которым всюду чудится Христос и мы готовы всё переделать, чтобы о Нём напомнить, заметим, что мы просто продолжаем по мере вдохновения библейскую традицию — ведь автор псалма хоть не Галилей, а понимал, что Солнце не в доме живёт, но вот ведь же сочинил! Не мешайте поэту! Никто же не запрещает атеистам рисовать, скажем, молекулу ДНК в виде Солнца — пожалуйста! Изображение отретушировано (и отзеркалено, и кадрировано) мной. Вроде бы это самое раннее сохранившееся изображение Воскресения, вполне себе римское, не романское...
Из западных христиан идея обожения, вполне в православных духе, играет значительную роль только у мормонов. Но у мормонов — очень значительную, причём выражена предельно корректно, с резервированием за Отцом, Сыном и Духом уникальной божественности.
Иллюстрация из Утрехтской псалтири использует древние мотивы, связанные с загробным миром, но выворачивает их наизнанку. Не двое спутников (весьма малоприятных) вводят человека в мир смерти (как в этрусской гробнице), а двое — выводят. Но выводят не на небо, а как раз на землю. Это не «апотеозис», он же «апофеоз» — что и есть «обожение», только в русской традиции эти термины появились в разное время.
VI век до р.Х. Стражи ворот загробного мира. Роспись в этрусской гробнице.
Простые смертные — в ад, а сложные смертные — в боги. Вот изображение апофеоза — теозиса — жены Адриана Сабины, 106 год.
106 год. Обожение Сабины, жены императора Адриана.
Изображён муж-император, костёр, с которого она подымается вслед за пророком Елисеем. Её сопровождает джентльмен с тем же самым факелом, что на рисунке в Утрехтской псалтири, только там ещё и венец с солнечными лучами, потому что там Гелиос-Солнце.
Символ смерти как помещения с воротами — один из древнейших. Это выворотка города и дома с их воротами как символа безопасной жизни и свободы. Отсюда древнеегипетская «Книга врат» — двенадцать ворот, через которых проходит душа, прежде чем обрести упокоение. В шумерский мифологии были свои схожие мифы. В христианстве они возродились как вера в «мытарства» — прохождение души через «мыты», пункты таможенного досмотра. Душа фараона проходит дюжину ворот — и фараон становится солнцем. Ну а кто же в глубине души не считает себя единственным настоящим фараоном!
Так вот нет же — никаких ворот. Просто пустота. Мир распахнут. Воскресение не в том, чтобы стать солнцем, а в том, чтобы стать человеком, и помогает в этом не какой-то искусный спутник, а Тот, кто сумел стать человеком, хотя Бог стать человеком не может. Вот это невозможное для Бога и есть необходимое для человека — вочеловечивание.