Бог и сорняки
«Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,» (Мф. 13, 29).
Есть закон мировой подлости: при прочих равных условиях разрушение легче созидания. Дом построить — несколько лет, дом разрушить — центнер взрывчатки и пять секунд. Крапиву не сеют и не жнут, ухаживать надо за культурными растениями. Тьма темнеет сама собой, а свет нужно зажечь и поддерживать свечение.
Так что всё безнадёжно, погибло, впустую.
При прочих равных условиях.
Так вот нету равенства, потому что есть Бог!
Бог в любой ситуации есть. Поэтому и у пшеницы есть будущее, не только у сорняка. Поэтому дом построить — можно, поэтому сохранить навечно свечение свечки — нельзя, но свечение души — Бог сохраняет, если оно есть, и можно убить человека, но нельзя убить воскресение. Так что нет равенства между добром и злом, тьмой и светом. Это равенство нарушено существованием Бога, причём Бога сочувствующего и любящего. Бог, который стал человеком. Бог, который всюду, где Его призывают.
Человеку легко поверить, что Бог есть, трудно поверить, что сорняков нет. Поэтому человек спрашивает о смысле сорняков, о смысле зла, спрашивает, почему бы не покончить со злом, заверяет Бога, что он прекрасно обойдётся без плевел и препятствий. Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, так убери бедность и болезни.
Только вот нет вопроса о смысле зла, есть вопрос о бессмысленности добра. Выдергать плевелы, не затронув пшеницу, задача техническая и вполне решаемая. Выдергать зло, не затронув добра, устранить злодеев, не устраняя добряков, — задача невыполнимая. Бог потому и присутствует всюду, что недостаточно присутствия добра. Добро конечно, и эта конечность добра делает добро источником гниения, источником зла. Беда не та, что разрушить дом быстрее, чем построить, беда, что можно и не разрушать дом, он сам разрушится со временем, и хорошо, если под его развалинами погибнут лишь его обитатели, а не жители соседних домов.
Поэтому Бог присутствует всюду не для того, чтобы защитить добро от зла, а чтобы помочь добру быть добром, а значит, не делить мир на плевелы и пшеницу, на врагов и себя. Бог просит любить врагов не из садизма, а потому что Бог любит нас, Своих врагов, и считает, что и мы способны так же любить. Нет никаких сорняков — есть пшеница перепуганная, подозрительная, озлобившаяся, и спасение не в том, чтобы защитить одних людей от других, а в том, чтобы всех людей защитить от справедливости Божией и сохранить для Божьей любви.
В Библии часто говорится о необходимости учиться — учиться заповедям. Учиться заповедям означает углубляться в заповеди. «Не убий» означает не просто «не убей единоплеменника», оно означает «подставь щёку». «Не прелюбодействуй» не означает «не изменяй жене», оно означает «люби всем сердцем». «Не завидуй» означает «не думай, что сорняки всесильны», «не думай, что убийство, ложь и грабёж побеждают». Когда тесно, когда кажется, что вокруг одни сорняки, поблагодари Бога, что Он есть и что Он рядом. Бог рядом — и уже не тесно, а просторно. Люди вокруг — и как ни мешают мне люди, но они — не сорняки, а образ Божий, и они — не шлагбаумы, а вехи на пути. Остановить нас могут, но заставить себя бояться и ненавидеть — нет. Они таковы же, как я, способные любить. Поэтому не нужно бояться, а нужно радоваться, что Дух Божий приходит, не разбирая, кто крапива, кто пшеница, что Солнце, как сказал Спаситель, одинаково светит и тем, кто ошибается, и тем, кто прав, и давайте подставлять себя Христу Солнцу, чтобы правда Его и из нас явилась людям.
[По проповеди 26 июля 2016 года]