Служение Богу и служение человеку
Сцена из средневековой рукописи, изображающая Иисуса верхом на сатане, пополнила коллекцию пошловатых интернет-диковинок. Ха-ха-ха, смотрите, какие раньше были глупые люди!
Между тем, эта сцена — одна из четырёх в далеко не тривиальной композиции, и странная поза Иисуса совершенно не от глупости. Художник прокомментировал Евангелие, соединив разные сюжеты. Внизу — всем привычный «вход в Иерусалим» и ещё более привычное умовение ног Петру. Вверху — повторение композиций внизу. Это двустишие с чёткой рифмой. Такой же приём чуть раньше и очень изящно использовал Джотто в росписях капеллы Скровеньи.
Иисус восседает, движется — на осле в Иерусалим, на сатане — тоже «вверх», на гору, откуда видны «все царства мира». Это — первая часть каждой из двух строк. А во второй Иисус одинаково учит. Но здесь всё хитрее. Сатану Иисус учит сверху вниз, показывая пальцем на Небо и цитируя ветхозаветное: «Богу Твоему поклоняйся и Ему одному служи». Петра же — и всех верующих — Иисус учит снизу вверх, стоя на коленях, моя ноги. В четвёртой сцене Христос оказывается в той точке, где во второй сцене находится сатана. Но сатана внизу не по своей воле, сатана повержен смирением Иисуса перед Отцом Небесным. Иисус же внизу по собственной воле, Он повергся перед Петром, словно перед Богом. Служить одному Богу? Да! И служение человеку — это служение одному Богу!!!
Пётр тоже поднимает кверху — нет, не палец, это означало бы учить Иисуса. Пётр поднимает вверх ладонь, жест изумления, сопротивления, но и восторга.