Сенека – ровесник Иисуса – проповедовал простоту с энтузиазмом сверх-богача, каковым он и был. Сегодня Сенека щеголял бы в джинсах. Сенека восхвалял древних:
«Те, кто сохранил преданье о старинных нравах Города, говорят, что руки и ноги, которые пачкаются в работе, мыли ежедневно, а все тело — раз в восемь дней. — Тут кто-нибудь скажет: «Ясное дело, как они были грязны! Чем от них пахло, по-твоему?» — Солдатской службой, трудом, мужем! Когда придумали чистые бани, люди стали грязнее».
Хотя Сенека родился в Кордове, он был, конечно, натуральный итальянец, как Бердяев не был украинцем, хотя родился в Киеве. Его замечание про «чем от них пахло», вполне возможно, побудило Джанни Родари через 20 веков написать изумительное «Чем пахнут ремесла»:
«Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак».
Если бы Родари этим закончил, Сенеку можно было бы не вспоминать, но он добавил строфу, которая отсылает именно к Сенеке, а через него к сатире Горация («Пахнет духами Руфилл — и козлом воняет Горгоний»:
«Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет ребята!»
Вот тут и вспомнишь изумительную пару эпизодов в евангелии от Иоанна: помазание ног благоухающим маслом и омовение ног.
Вообще еврейские тексты показывают, как мытье ног изменилось, когда евреи обзавелись рабами. Древнейшие части Библии однозначны: гостеприимный хозяин предоставлял гостям воду для мытья ног, но ноги они мыли сами. Даже ангелы у Авраама.
Лот в Содоме приветствует гостей словами: «Вы можете омыть свои ноги». Сами моют себе ноги (и руки) священники перед богослужением, воду они берут из огромной чаши («моря») во дворе перед Храмом. В Песне. Песней ноги моют перед самым сном, так что упоминание об этом должно напоминать об, извините, постели:
«Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его?
Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» (5:3)
Мытье ног было настолько тривиальной процедурой, что Филон Александрийский – современник и Иисуса, и Сенеки -упоминает его в качестве идиомы, обозначающей легкомыслие: «Осуждения заслуживает думающий, что Авраам поступил так [выдал Сарру за свою сестру] по легкости характера с немытыми ногами».
Библия, однако, показывает, что ноги могли мыть и зависимые люди. Рабы? Ну, прежде всего – жена. Вот Авигея кланяется посланникам царя Давида: «Вот, раба твоя готова быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего» (1 Цар 25:41). Она предлагает себя в рабыни Давиду.
В «Завещании Авраама», сочинении времен Христа, Авраам лично моет ноги архангелу Михаилу – непосредственно перед едой. В повести об Иосифе и Асенет, того же времени, египтяне перед трапезой моют ноги Иосифу, Асенет же в молитве обещает: «Я буду стелить Иосифу постель, и буду умывать его ноги, и буду ждать его, и буду рабыней ему и служить ему во веки веков».
При этом омовение ног становится символом не только служения, но и господства. Без этого не понять фразу из 59 псалма (в точности повторенную в 107):
«Моав умывальная чаша Моя;
На Едома простру сапог Мой».
Разумеется, в оригинале никакого сапога, а сандалий («нахаль»). Речь идет о том, что иорданцы (во времена Иисуса «Моав» назывался Декаполисом и там жили в основном греки) и арабы (Едом – нынешняя пустыня Негев) будут рабами евреев и мыть им ноги, один держит таз, другой снимает рабовладельцу сандалии и возливает воду.
Поскольку климат в регионе один для всех, то и мытье ног у всех было принято, так что и у Лукиана «с немытыми ногами» означает «поспешно», «без подготовки», и Апулей защищает чистку зубов зубным порошком (да-да!) как норму, обязательную как мытье ног (Апология 8).
Разумеется, все эти примеры я мог бы и сам собрать без труда, но до меня это сделал Джон Томас в своей диссертации 1990 года «Омовение ног в 13 главе евангелие от Иоанна». Томас род. Ок. 1955 года, пятидесятник, профессор библеистики в Кливлендской семинарии пятидесятников, автор монографий об Апокалипсисе (2012), о восприятии бесов в Новом Завете (2011) и других.