Евангелие от Иоанна намного ближе к евангелию от Марка, чем произведения Матфея и Луки. Иоанн не только не добавляет к Марку какие-то особые эпизоды, он намного бережнее Матфея и Луки сохраняет композицию Марка. Его легче «синхронизировать» — «синоптизировать» — с Марком, чем тексты Матфея и Луки.
Откуда же впечатление, что оно резко отличается, что Марк, Матфей и Лука — одна подгруппа, «синоптики», а Иоанн стоит особняком?
Иоанн добавил в композицию Марка десять речей. Очень больших речей, в которых «тонет» основа от Марка. Если эти речи вычеркнуть — будет хорошо знакомое произведение Марка.
В чем смысл дополнения? Есть ли у Иоанна одна главная — дополняющая Марка — тема?
Да.
Предательство.
Предательство Иуды — и потенциальное предательство любого христианина — вот что мучало Иоанна.
Предательство Иуды — это предательство Отца сыном. Иуда ведь был «рожден от Духа», стал «младенчиком Божьим» (есть у Иоанна такое своеобразное выражение).
Иуда оказывается зеркальным отражением Иисуса. Иисус — Сын, верный Отцу до смерти, Иуда — сын, изменивший Отцу.
Мог Иуда не предать?
Да, конечно. Чтобы это показать, Иоанн очень расширяет рассказ Марка об Иоанне Предтече. Собственно, первая глава Евангелия от Иоанна, первая дополнительная речь — не Иисуса, а автора евангелия — вся о Предтече. Он исполняет волю Божию — быть свидетелем Иисуса.
Иуда показал Иисуса палачам, Иоанн показал Иисуса Израилю (Ио 1:31).
Иуда указал на Иисуса, чтобы Иисуса уничтожили. Иоанн указал на Иисуса, чтобы за Иисусом следовали.
Иуда поцеловал в щеку того, Кто заповедовал подставлять щеку врагу. Иоанн не отказывал в слове Божьем даже Ироду.
Иуда и Иоанн погибли оба, но Иуда погиб бессмысленно, гибель Иоанна стала торжеством смысла над бессмысленностью зла.