«Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ио 13:5)
Не вполне очевидно (и у Брауна, к примеру, в комментариях не отмечено), что эта фраза перекликается со ст. 18:
«Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».
Пятка — это же тоже нога. Только пятка противоположна той части ноги, верхней части ступни, которую Иисус обливал водой. Может быть, Иисус и проводил ладонями по пятке Петра, но самой пятки Он не видел, уж такова физиология.
«Поднять пятку» означает показать пятку, сделать невидимую часть ступни видимой. Конечно, тут отсылка к победе, при которой побежденный скорчился на земле, а победитель ставит ему пятку на голову. Кстати, и при таком положении пятка не видна ни победителю, но побежденному. Пятку показывали специально, и был это чрезвычайно оскорбительный жест (как в наши дни в европейской культуре, со времен древних греков, вытянутый безымянный палец).
Можно осторожно предположить, что тут ступня оказывалась аллюзией на пенис, а пятка — на головку члена. Что вызывает в памяти роман Курта Воннегута «Колыбель для кошки», в котором некий пророк вместо поцелуев призывал практиковать пожимание поток («Пожмем друг другу пятки и будем всех любить, Любить как эту Землю, где надо дружно жить»).
«Я сильнее», — вот что говорит тот, кто демонстрирует ступню.
Тогда рассказ об омовении ног это прежде всего размышление об Иуде. Так ведь и начинается он именно с этого, безумно длинная фраза начинается того, что, когда диавол уже вложил в сердце Иуды предательство, Иисус поднялся, подвернул одежду и стал умывать ноги ученикам. А не показывать Иуде свою пятку. Омовение ног — не просто служение, это анти-предательство.