«так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк 4:12).
Редкий случай, когда мы знаем год древнего пророчества. Иисус цитирует слова Божии, которые прозвучали через пророка Исайя «в год смерти царя Озии», а это 733 год до Р.Х.
Как соотносится сказаное Сыном Божьим с тем, что сказал Отец Небесный через пророка?
Эти слова следуют за объяснением Исайя, при каких обстоятельствах он услышал Бога. Это объяснение даже при атеистическом Кремле учили в школах. Да хоть бы не учили, оно дало великий мем «глаголом жги сердца людей». Да-да, это тот самый текст, который переложил Пушкин.
В библейском оригинале пророку не примазывается глаголом жечь. Прямо наоборот: это пророку жгут уста углём.
Исайя видит Бога на небесном троне. Трон над Храмом, но Бог настолько огромен, что несколько ниток его одежды размером с Храм.
Исайя видит, слышит и обоняет. Видит Бога, слышит песнь серафимов, обоняет ладан, которым они кадят.
Реакция Исайя не вполне логичная: он считает, что погибнет, потому что у него нечистые уста. Не глаза, не уши, не нос, а уста. Он еще ни слова не сказал, но уста — нечистые, и, добавляет Исайя, «живу среди народа также нечистыми устами» (Ис 5:5).
Это странно. Что такого говорил Исайя? Вроде бы ничего богохульного не говорил?
Но Бог согласен с Исайей: нечистые у того уста. Вот почему серафим берет уголь с жертвенника — клещами берёт — и касается уст Исайя. Это — очищение.
Очищение от чего?
Не бином Ньютона. Чего сатана хотел от Иова? Чтобы пожаловался Богу на Бога. Сказал, что не заслужил такой судьбы.
В самом деле, когда всё рушится вокруг, когда враги на подходе и спасения нет, да еще свои предают и гнобят, какая нормальная человеческая реакция?
Отрицание.
Я не заслужил. Я хороший.
Мне по ошибке плохо.
Если человек верующий — или хотя бы религиозный или считающий себя обязанным думать как религиозный, понимать, как надо правильно думать о Боге — такой человек неминуемо скажет, что к злу человеческому, к злу войну прибавляется зло несправедливости. Я — не заслужил! Значит, Бог либо несправедлив, либо Бога нет.
Отличный выбор, как говорят сомелье.
Это и есть грех. Нечистота. Грязная мысль. Грязь это что-то не на своем месте. Да, я не заслужил. Никто не заслужил. Но уж Бог тут ни при чём. Все сами. Ишь, «не заслужил». Зло не награда и не наказание, а просто дыра. Заслуга — когда что-то сделал. А я чего-то не сделал. Недосуг был. Кого-то оставил в беде. Я оставил, не Бог. Ты оставил, он оставил, мы оставили, предыдущие поколения оставили.
В этом суть откровения Исайя: катастрофа от эгоизма, от нехватки солидарности, от глупейшего индивидуализма. Каждый гребёт под себя. Не обязательно крадет — хотя Исайя всё-таки бичует именно богачей как тех, кто крадёт у бедняков. Марксист, видать.
Забота о себе — превосходная, чистая вещь. Только у эгоиста она не на месте.
Бог посылает Исайю со странным заданием: проповедовать глухим. Его уста очищены, слова будут — ой, золотые слова. Не услышат. Сердце окаменело, чувства отупели, рассудок отключился.
И погибнут сперва девять десятых, и еще погибнут.
Завершает весь этот кошмар фраза, которая использует тот же образ, что Иисус в притче о сеятеле. Все будет снесено, но останется корень. Из этого корня будет новая жизнь.
Исайя говорит о корне дуба или теревинфа (род фисташек), но его монолог — монолог Бога — начинается с винограда. Иисус добавляет зерно, точнее — зерно, которое пустило корень.
Корень!
У пшеницы колосья бывают и полтора метра высотой, но корни — до двух метров. У виноградника 10 метров. У дуба бывают корни и 20 метров, но он их растит куда дольше винограда.
Вот оно, «святое семя» — говорит Бог через Исайю. Иисус не говорит «святое семя», а описывает, какое именно семя — святое. То, которое пустит корни.
Человечество само себя убивает и гнобит. Не случится потопа или извержения, астероида или кометы, не горюйте: мы сами себя истребим. Никакая команда героев не поможет. Один астероид уничтожить — вообразимо, но как для спасения человечества уничтожить человечество? А другого выхода нет.
Кроме Голгофы и воскресения. Бог уничтожает Себя. Бог сжимается в Святое Семя. Сеятель становится семенем — и это семя в каждом. Дело за малым — оглядеться, куда забросил тебя Творец, и укореняться, укореняться, укореняться. Шире, глубже, но не ради глубины, а ради высоты и Солнца. Чтобы в тебе созрело счастье и рассыпалось зернышками, и чтобы твоего счастья хватило на всех. Как такое возможно? А это невозможно. Мне, вам, человечеству. Это возможность Бога, которую Творец предоставил нам — надо пользоваться.