[По проповеди в воскресенье 25 февраля]
«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 18:13)
Фарисей — наблюдатель. Он наблюдает за окружающим миром, наблюдает за тем, кто чист, а кто нет, наблюдает за собой, чтобы соблюсти все предписания.
Мытарь молится. Он не наблюдает за Богом, а молится Богу.
Фарисей как астроном, который наблюдает за Солнцем, измеряет показатели солнечной активности, но молиться Солнцу астроном не будет. Солнце согрело-осветило, вот и отлично.
Мытарь общается с Богом, фарисей благодарит Бога. Так аристократ благодарит официанта. Обслуживание было безупречным, передайте повару, что все было очень вкусно, до новых встреч.
Свысока фарисей смотрит. Высоты бывают разные — бывает высота Креста, с которой начинается высота Воскресения, высота любви. Бывает высота барской отчужденности, когда смотрят на все как надзиратель.
Наблюдатель не участвует процессе, наблюдатель руководит процессом. Указывает, кому что надо делать. Он же наверху, ему видней.
Бог не руководит. Бог участвует. Творение — это участие, превращающее небытие в бытие. Дух Божий в человеке — это участие Бога в обезьяне, превращающее животное в человека.
Наконец, Иисус — Бог так плотно становится участником человеческой жизни, как мало кто из людей участвует. Бог включился в нашу жизнь, в которой мы сами чаще наблюдатели, чем участники. Зрители, идолопоклонники, наблюдающие за очередном идолом, героем, мучеником: а вот он сейчас всё за нас и для нас сделает. Иисус ни для кого ничего не делает, и за нас ничего не делает. Бог не идол. Бог просто участвует в человечестве.
Перед арестом, на пасхальном пире, Бог вызывает нам к участию. Вспоминать, что наши предки освободились из рабства? Это наблюдение, это разглядывание старинного рисунка, повод оттянуться, забыться. Иисус предлагает другое: соберитесь, вспомните! Умираем: Иисус по-настоящему, мы — участвуя, памятью участвуя. Но это участие действительно только, если мы видим вокруг нас тех, кто сейчас распят, сейчас страдает, сейчас нуждается в соучастии. В наблюдении никто не нуждается, да и мы не на облаках, и в раю тоже не будет облаков. Мы причащаемся Жизни Распятого, чтобы участвовать в недопущении распятий, убийств, насилия.