Священник РПЦ МП Иоанн Бурдин в 2023 году дал такое определение традиционной православной церкви:
«Традиционными считаются те, которые признают решения Вселенских соборов и находятся в евхаристическом общении друг с другом. Церковное послушание — это соблюдение традиций той Церкви, к которой ты относишься».
Священник этот не одобрил вторжения России в Украину в 2022 году, был запрещен в служении.
Думаю, именно так ответил бы, скажем, отец Георгий Эдельштейн, у которого Бурдин и служил.
Формулировка наглядно показывает, насколько запутанным, нелогичным, неясным является — точнее, становится — мышление людей, которые сделали выбор: быть лояльными.
«Решения вселенских соборов» признают и католики.
«Евхаристическое общение»... Старообрядцы не состоят ни с кем в евхаристическом общении, но кто посмеет отрицать их православность?
Самое забавное, что РПЦ МП с 2018 года в одностороннем порядке вышла из евхаристического общения с Константинопольской патриархией. Так что по этому критерию РПЦ МП — не православна. Заметьте, я считаю РПЦ МП православной церковью, это не мое определение.
«Церковное послушание — это соблюдение традиций той Церкви, к которой ты относишься».
Это определение лукавое. «Традиция» — абстракция. Послушание — это выполнение приказов, которые отдает начальник, лицо вполне конкретное. Автор определения следует не традиции, традиций в Православии много, и послушание начальство не есть традиция. История Православия (как и любой другой церкви) полна примеров непослушания.
Традиция явление текучее, изменчивое, всегда противоречивое, содержащее различные варианты поведения, традиция это, скорее, стиль, чем содержания. Можно «традиционно» отказаться выполнять указ епископа, можно «нетрадиционно» согласиться. Когда протопоп Аввакум издевательски повалился на землю перед вселенскими патриархами, это было очень традиционно, но это было непослушание.
То безоговорочное исполнение любых приказов епископа, которое стало нормой в РПЦ МП — это не традиция Православия, этого нет нигде в других Православных Церквах. Это часть того уродования, которому подвергла Православие (и другие религии) тоталитарная власть России. Даже до революции такой традиции не было. Это навязанная Церкви военная дисциплина. Даже не военная, а именно тоталитарная дисциплина, созданная Ульяновым.
Это уродование, повторю, деформировало и российских католиков, и российских буддистов, и российских иудеев, и российских протестантов, и российских мусульман.
А что же Православие? Можно ли быть православным в России? Конечно. Но для начала быть честным, надо быть грамотным, надо быть открытым к диалогу с другими. Ничего этого я у большинства членов РПЦ МП не нахожу. К сожалению. С другой стороны, у меньшинства все-таки встречаю. Слава Богу.
В целом, тут все тот же главный вопрос — как жить в тоталитарной стране, не участвуя в тоталитаризме и по возможности созидая свободу. Это вопрос и для поэтов, и для дворников, и для бизнесменов. Но пока этот вопрос даже не задают себе, боятся. И тут есть, чего бояться. Но лукавить тоже надо бояться. Честнее помолчать.