«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1).
Эта фраза у Марка предваряет рассказ о Преображении. Петр, Иаков, Иоанн – вот те «некоторые», которые увидели «Царство Божие, пришедшее в силе».
Больше в евангелии от Марка ни единого слова о конце света, страшном суде и т.п. Ни единого!
Это означает, что попытки представить Иисуса всего лишь проповедником скорого конца света несостоятельны.
Главное в Иисусе с точки зрения Марка вовсе не в проповеди конца света.
Нет, конечно, и речи о том, что Иисус обещал Своим последователям физическое бессмертие. «Не вкусят смерти» означает «не умрут, пока не».
В евангелии от Матфея эта фраза (так же начинающая рассказ о Преображении) чуть изменена:
«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16:28).
Это уточнение, пояснение: «сила» Царства в Сыне Человеческом. Петр, Иаков, Иоанн увидели Иисуса в сиянии – это и есть Царство «в силе».
Любопытно, что при разбивке на главы в Средние века в евангелии от Матфея эта фраза была отделена от рассказа о Преображении, что свидетельствует о непонимании текста.
В евангелии от Луки:
«Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.» (Лк 9:27).
Далее о Преображении.
Радикальнее Матфея и Луки поступил Иоанн. Он вообще опустил рассказ о Преображении, зато в одну из речей Иисуса вставил фразу: «кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин 8:51) . Это совершенно о другом, не о том, что до физической смерти с человеком должно что-то произойти, а о том, что настоящая смерть не физическая, а духовная, и ее можно и нужно избежать.
Отдельным недоразумением можно признать суеверную интерпретацию эпилога евангелия от Иоанна: якобы Иисус пообещал любимому ученику бессмертие. Евангелист сам и опровергает эту суеверие:
«И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин 21:23).
Что в данном контексте означает «приду»? Возможно, и Второе пришествие, но важнее то, что этот диалог инициирован Петром, которому Иисус говорит – в виде загадки – что того казнят:
«Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин 21:19).
«Слава» и «Петр» напоминают о Преображении, но тут «слава» совершенно противоположная: Царство тогда «во славе», когда апостол отдает за веру жизнь. Это поразительная и глубокая (и очень уважительная по отношению к Петру) аналогия, уподобление смерти Петра – смерти Спасителя.
Конечно, только к разряду курьезов можно отнести истолкование этих мест как обещания верующим, что они не успеют умереть, как будет конец света, и утверждение, что первые христиане были в шоке, когда верующие начали умирать. Никакого шока у Иоанна нет, он спокойно упоминает гибель Петра. Более того, в Деяниях описывается казнь Стефана, во время которой Стефан «будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян 7:55).
Тут опять два ключевых момента из Преображения: становится видимой слава Божия и становится виден Иисус рядом с Отцом. Эти два образа сливаются вместе.
То есть, Стефан раньше своей смерти увидел «Царство Божие в силе». Более того, смерть за веру – это, как и аналогичная гибель Петра, «прославление Бога». Бога! Не «слава героям», не «слава мученикам веры». Героизм – мученика, а слава – Божья, и сила Божья. Та сила, которая «совершается в слабости» (2 Кор 12:9). У Павла это особенно зримо: «хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» (2 Кор 13:4). Верующий умирает, но его смерть – лишь посев в землю зерна: «сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор 15:43).
Другим историографическим курьезом можно признать утверждение Г.Ястребова о том, что Мк 9:1 это «логия со сроками эсхатона». Сказать, что «некоторые» не вкусят смерти абсолютно не означает назначить срок срока света, речь лишь о «некоторых», и только о некоторых из находящихся рядом с Иисусом в момент произнесения речи, перед Преображения.
Утверждение Ястребова, что в Мк 13:30 речь идет о конце света, заслуживает большего внимания. В Мк 13:30 Иисус всего лишь говорит о будущем разрушении Храма (и Иерусалима), отнюдь не о конце света. Слова: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» выполняют ту же функцию, что предсмертное видение Стефана: в момент гонения Бог укрепляет верующих, открывая им вечность. Марк не говорит тут о суде, зато напоминает образ хозяина, которого нужно ждать: не следует расслабляться, к гонениям нужно быть готовым. К гонениям, а не к концу света. Придут арестовывать и убивать, но это будет и приход Христа во славе к верующему.