«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;» (Мф 3:11)
Крещение водой и крещение духом – в чем разница?
Кант говорил, что все существующее существует либо для другого, либо для себя. Внутренняя жизнь недоступна другому.
Есть крещение-для-себя и крещение-для другого. Или влюблённость, которая любовь-для-себя, в отличие от любви.
Стать чистым-для-себя – дело человеческое. Стать чистым-для-другого – только Бог может такое устроить. Петр и Андрей не Иисусом были крещены, Иоанном. Иисус их крестил на Пятидесятницу. Духом, да, но Лука описывает это как пожар. Огонь. Жар.
Что изменилось? Другие стали понимать слова Петра и Андрея о Боге.
Откуда такая разница между Иоанном и Иисусом? Оба казнены, но Иоанн не воскрес, а Иисус воскрес, и не просто воскрес, а вернулся к людям, не ушел в небо. Победа над смертью не в том, чтобы не умереть, даже не в том, чтобы включить смерть в бессмертие, воскреснуть, а в том, чтобы не оставлять тех, кто пока в царстве смерти. Иисус рядом, Бог рядом. Теперь вопрос не в том, чист ли я, лично я, а чисты ли мы. Бог делится со мной Собой, Своей чистотой – принимаю ли я эту чистоту.
Чистота в том, чтобы любить другого без нечистых мыслей – и речь не о сексе, речь о доминировании. С верой в Господа Иисуса Христа несовместимо более всего господство.
У господства своё видение мира. Человек не обязательно доминирует, но обязательно считает невозможным уступить. Иоанн крестил и Иисус крестил? Значит, Иоанн относился к Иисусу как к сопернику. Значит, последователи Иоанна враждебно относились к последователям Иисуса. Иоанн не мог уступить Иисусу, потому что уступок не бывает. Вот как доминирование смотри на человека.
Чистота уступает. Бог уступает, когда приходит к человеку – и к Аврааму, и ко мне, и к миллионам других людей незапамятных времён и нашего времени. Уступает, не поддаваясь, не изменяя Себе. Быть подобным Богу, быть чистым означает уступать с чистым сердцем. Уступок-то в мире много, но в основном это разнообразные предательства, и себя, и других. Лукавые уступки, вынужденные и временные, с намерением потом сделать бросок через бедро, переменив положение в свою пользу. Бог переворачивает Себя в мою пользу, и вся жизнь в Боге есть вхождение в мир Божий, где любовь наступает, уступая, и поэтому никогда не отступает.