«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;» (Мф 6:12)
Среди приемов красноречия, характерных для литературы античности, один из главных — параллелизм, симметричность, иногда в виде противопоставления. В «Отче наш» такая симметрия есть в виде «хиазма»: вторая половина зеркально отражает первую. Свое царство приведи, а нас в искушение не введи. Сейчас многих смущает идея, что Бог «вводит» в искушение, но это лишь проявление функциональной неграмотности, неспособности воспринимать риторический прием.
Я бы предположил с некоторой осторожностью, что вторая половина «Отче наш» и внутри себя имеет некоторую риторическую логику.
В первой половине логика такая: имя Божие — Царство Божие — воля Божия. Это логика схождения Бога в жизнь людей. Имя Божие сияет в недосягаемой выси, оно далеко-далеко. Царство Божие — приближается, вплотную. Воля Божия — внутри самого человека.
Во второй половине логика такая: мой хлеб — хлеб, который я одолжил — и не укладывающееся в схему «не введи в искушение».
Хотя почему «не укладывающееся»? Искушение-то в чем?
«В мире есть царь, этот царь беспощаден, Голод названье ему» (Некрасов, 1865). Главное искушение в Царстве Голода — противоположном Царству Евхаристии — это украсть кусок хлеба. Ну, «украсть» это резко сказано, рейт-спич прокурорская. Позаимствовать. Одолжить.
То есть, «искушение», «зло» — это не вообще всякий грех. Это соблазн одолжить и не отдать. Одолжить — не грех, не вернуть — зло.
Искушение не вернуть тем сильнее, чем сильнее взявший в долг.
Сейчас, в 2023 году почти половина населения мира — 3,3 миллиарда людей — живет в странах-должниках, которые тратят на выплату процентов кредиторам больше, чем на здравоохранение. В 2011 году таких стран было 22, стало 59. Из них 52 страны — страны «развивающегося мира». На новоязе капитализма «развивающимися» называют страны, которые не развиваются, а деградируют.
Пикантность в том, что бедным странам одалживают деньги под более высокие проценты, чем странам богатым. Африканским странам ссужают деньги под проценты, которые в 8 раз выше, чем проценты за кредиты богатым странам Европы и в 4 раза выше, чем платят США.
Кредиторов можно понять. США — надежный должник, а с бедняка надо драть большие проценты, потому что риск потерять деньги выше.
Понять можно, можно… Вот еще бы «Отче наш» понять…
И — да, деньги одалживают одни, а разорили полмира колониальным владычеством совсем другие. Но с какой стати бельгийский финансист должен оплачивать ущерб, который нанесла Бельгия своим колониям? С какой стати потомки рабовладельцев должны что-то компенсировать потомкам рабов? Никто никому ничего не должен! Ну, кроме тех, кто должен мне, любимому… А я — никому! Так мне искушение сказало.