«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (Мф 18:28).
Чем оказаться в искушении отличается от оказаться в лукавстве? Почему «избавь» особо, а «не введи» особо? Или это для красоты, параллелизм?
В притче о лукавом рабе это очень наглядно. Царь говорит рабу: «Ты лукавый». А что злого тот сделал? Почему «лукавый», а не «поддавшийся искушению»?
Никакому искушению лукавый раб не поддавался. Он просто следовал закону. Имел право. Он ничего не нарушил. Он не восстал против царя, хотя это был бы отличный способ ликвидировать задолженность, и многие к такому способу прибегали. Нет одолжившего - нет долга.
Искушение всегда в том, чтобы замкнуться в себе. Бог, Шмог… Убежать от Бога, убить Бога, удалить Бога… Я, всё я! Я люблю! Я творю!! Ну да, но способность любить и творить - от Бога. Одолжены. Под проценты, и под большие проценты! Это как одолжить другу брюхатую кошку - от него требуется всего лишь дать ей родить и сохранить котят, и вырастить. Любовь и творчество сами растут, мы за ними как серфингист за катером, привязанный, только крутись!
Искушение в том, чтобы не искать Источника, от которого в тебе любовь. Зло в том, чтобы заткнуть в себе любовь. Нету такого закона, чтобы любовь была долгом! Любовь не юридическая обязанность! Обязанность - содержать семью. Вон, царь его освободил от наказания, но денег же не дал - как детишек кормить? Правильно, начать собирать долги, кто тебе должен.
К этой притче сделали предисловием отрывок из послания Павла коринфянам, где ситуация с должниками вывернута: Павел имеет право брать со слушателей гонорары, но не берет, чтобы не ввести их в искушение. Он их простил раньше, чем они согрешили скуповатостью или неблагодарностью.
Залезть в долги - не зло, часто даже и не глупость, а просто ну бывает… В конце концов, весь капитализм стоит на кредите, а это тот же долг. Деньги нужны как воздух! И отдавать их нужно. Взял - отдай, как вдох - выдох. Но душить другого - это не капитализм и не искушение, а безобразие. Утрата образа Божия.
Вот за этим образом Божьим мы и приходим причаститься. Таинство благодарности: мы Богу спасибо, что не придушил, хотя надо бы, а Он нам - Свой образ и подобие, чтобы мы никого не душили, а дышали Духом Христовым.