«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненно.» (Мф 5:22)
Что стоит за ругательством «пустоголовый», «рака» в Мф 5:22? Слово арамейское, «река». Люди той эпохи считали, что мыслит сердце. Это вполне логично, ведь сердцебиение бывает очень разнообразным в зависимости от наших мыслей. По той же причине логично считать вместилищем эмоций внутренности, которые и бурчат, и жгут, и болят. Это называется «кардиоцентризм», он и у Аристотеля есть. Кефалоцентризм — идея, что мысли производятся внутри головы — был уже в ту эпоху, но широкого распространения не имел до Авиценны. Именно кардиоцентризм — источник сравнения человека с лампой, в которую налито масло. Голова при этом — огонёк, пламя. Отсюда в Евангелии сравнение Предтечи с «лихносом», светильником (Ио 5:35). Сравнение глубоко саркастическое, потому что греться от такого крохотного огонька нелепо. Отсюда малопонятное в наши дни «светильник для тела есть око» (Мф 6:22) — если лампа коптит, но копоть оседает и на лампе (на картинке — образчик такой лампы конца I века, причем это «дилихнос», «двоесветильник»). В «пустом человеке» нет масла, он и не горит! Сегодня мы сказали бы «бессодержательный».