«Учитель, где живешь?» (Ио 1:38)
В греческом тексте стоит глагол «мено», «менин», который в евангелии от Иоанна исключительно важен. Только что , в описании крещения Иисуса, этот глагол описывает, что Дух Божий не просто сошел на Иисуса, но «пребыл» на Нем, то есть, остался с Ним навеки.
В синодальном переводе этот глагол часто передается как «пребыть», и это неплохой выход из плохой (для переводчика) ситуации.
Чем ситуация плоха? А каким одним словом обозначить нахождение еды в желудке, человека в доме, ученика в школе, христианина в Христе и т.п.?
Греческий перевод книги Даниила говорит, что «живой Бог пребывает вечно» (6:26), и именно так повторяет эту мысль 1 послание Петра (1:25). «Пребывание» - это неотлучное нахождение тут, именно поэтому в 12 главе Иоанна люди удивляются словам Иисуса о том, что будет вознесение – вознесение на крест, переходящее в вознесение к Отцу – вознесение Сына Человеческого. Ведь Сын Человеческий для них пребывает – «мени» -вовек, как Бог. Ответ Иисуса: будьте сами светом («сынами света»), пользуйтесь тем, что сейчас Сын Человеческий – Свет – с вами. Загоритесь и светитесь! Это и будет обещанное «пребывание». Свет светит и через вас.
«Пребывание» - бутылка Кляйна. Оно взаимно. Тут радикальный шаг вперед в сравнении с идеей пребывани Бога среди евреев, в скинии, в Храме. Кто ест Христа, в ком пребывает тело и кровь Христа, тот пребывает в Христе (Ио 6:56).
«Пребывание» Иоанна выражает ровно ту же мысль, что у Павла слова «мы во Христе» и «Христос в нас». Только у Иоанна речь идет и о пребывании Сына в Отце и Отца в Сыне.
В первом послании Иоанна пребывают: в христианах - слова Бога и Иисуса, вечная жизнь, божественная любовь, божественное помазание; христиане пребывают в словах Иисуса, в свете, любви, истине, учении Христа (подробно у Брауна, 1:511-512).
В рассказе о призвании учеников Иоанн употребляет слово «пребывать» трижды. Иисуса спрашивают, где Он пребывает, идут и видят, где Он пребывает и пребывают с Ним.
Кто эти ученики? Один из них назван – Андрей, а второй не назван, и это почти наверняка автор, Иоанн, который никогда не называет себя по имени.
Этому эпизоду – первому разговору с учениками – симметричен последний разговор Иисуса с учениками. Иисус говорит Петру – брату Андрея – что тот будет казнен, Петр спрашивает, указывая на Иоанна (который по имени не назван): «А он что?» (Ио 21:21). На что Иисус отвечает: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до этого?» «Пребыл», разумеется, «менин». Не хватает, конечно, слова «тут» - Иоанн побудет тут, но это не означает, что Петр сгинет и не будет «в Христе». Бог пребывает всюду и во всех, но всюду и в каждом Бог пребывает по-разному, и в этом живость вечной жизни.