Сразу два профессора толкуют притчу о милосердном самаритянине. Энтони Джилл – профессор Вашингтонского университета, автор монографий «Отдать кесарю: Католическая Церковь и государство в Латинской Америке», «Политические истоки религиозной свободы». Майкл Томас – профессор Крейтонского университета, экономист. Они объясняют, чем плох «эффективный альтруизм», который указывает, что ресурсы человека всегда ограничены, поэтому надо просчитывать заранее, как их распределить с наибольшей эффективностью.
Эффективный альтруизм взвешивает, накормить голодных в Нигерии или Пакистане, а профессора объясняют, что вопрос поставлен неверно. «Благотворительность начинается дома». Вот милосердный самаритянин: увидел на обочине еврея, помог ему. А если бы послал деньги в Нигерию, не смог бы помочь.
Профессора написали своё эссе для ультраправого Института Актона, возглавляемого римо-католическим священником Робертом Сирико. Институт целиком на стороне Трампа, всей душой.
Для убедительности Джилл и Томас дают еще два примера. У Диккенса высмеяна «телескопическая филантропия» миссис Джеллиби, которая помогает африканцам, но не заботится о муже и детях. У детей ссадины на ногах! Ребенок ушел из дома на рынок, откуда был возвращен семье полицейским!! Видящая в телескоп проблемы нигерийцев не видит проблем родных детей!!!
Отец Диккенса неудачно вел дела, в 1824 году обанкротился и всю семью отправили в долговую тюрьму. Только 12-летнего Диккенса отправили на гуталиновую фабрику. Через год отец как-то выкрутился, семью выпустили, но мать хотела, чтобы Чарльз продолжал работать на фабрике, а не шел в школу. Диккенс ей этого, как видим, не простил. У него много таких образов паршивых матерей.
Другой пример профессора взяли у Адама Смита, из его книги «Теория морального чувства». Человек, который поранил палец, но не лечится, потому что весь погружен в заботы о помощи пострадавшим от землетрясения китайцам, поступает неверно. Палец лечить надо!
«Палец» тут, конечно, обозначение пениса. Самого ценного. Самого святого. В американском баптизме очень сильна эта идеология «пальца»: чтобы помогать дальним, сперва помоги ближним. Благо твое и твоей семьи – вот база для помощи другим.
Великолепное оправдание эгоизма и алчности. Не корысти ради, а для жены и детей. Семья! Говоря простым сицилийским языком, «мафия».
Приглядимся: оба примера – помощь китайцам и африканцам – не так уж просты. Богатство англичан и во времена Адама Смита, и во времена миссис Джеллиби базировалось в огромной степени на торговле рабами-африканцами и на торговле с китайцами.
Как делать на человеке деньги, так он ближний, а как тратить на человека деньги, так он дальний!
Своеобразный ответ Адаму Смиту дал в 1728 году Свифт, опубликовав памфлет «Скромное предложение» с предложением изготавливать из ирландских детей солонину. Для решения проблемы неурожая картофеля в Ирландии. Рационально и эффективно! Свифт гарантировал, что солонина будет пользоваться спросом у лондонских богачей. С тех пор «скромное предложение», «a modest proposal» стало в английском языке мемом. Саркастическим мемом.
Как выкачивать из Нигерии нефть задешево, так Нигерия близко, а как помочь голодающим в Нигерии, так Нигерия далеко!
К счастью, некоторые английские дамы всё-таки посылают в Нигерию сухое молоко: там из-за недоедания матерей гибнут грудные дети. Правда, всем не хватает. Так пусть стригут лужайки богачам, что ли! Или, как сказал один из толстосумов Силиконовой долины, узнав о проблемах американских рабочих: «Пусть пишут коды!»
Эгоизм это рулетка, по которой расстояние до нуждающегося в моей помощи измеряется в парсеках, а расстояние до человека, который может мне помочь, измеряется в миллиметрах.
Институт Актона живет за счет пожертвований американских миллиардеров (фонды Коха и Бредли). Богач решил все проблемы своей семьи и поэтому может заняться филантропией.Преподобный Серафим говорил «спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся», а бесподобные идеологи богатства: «Обогатись и вокруг тебя обогатятся: парикмахер, который тебя стрижет, газонокосильщик, который стрижет твою лужайку… А паразиты – никогда!»
Правильно быть богачом! И тем, кто докажет богачу, что именно ему богач должен помочь. Ему – священнику. Ему – профессору. Ему – политику. А не жертвам землетрясения.
На таком фоне притча о самаритянине смотрится совершенно иначе.
Во-первых, Иисус заменяет вопрос «кому я должен помогать» вопросом «кто мне поможет». Заменяет «я лучший, богатый, у меня все схвачено» на «я лежу на обочине дороге избитый и голый». Переворот похлеще коперниканского!
Во-вторых, личные обстоятельства самаритянина оказываются абсолютно неважными. Может, у него семеро голодных ребятенков на гуталиновой фабрике. Может, у него концерн. Абсолютно неважно.
В-третьих, поступок самаритянина – именно «телескопическая благотворительность». Самаряне и евреи – как украинцы и русские в 2023 году. Между ними бездонная пропасть, причем самаряне намного слабее уже в силу малочисленности. Самаритянин помогает не просто дальнему, он помогает врагу! Врагу своего народа!! Тот выздоровеет и поубивает всех самаритян!
В общем, самаритянин – обычнейший Бог, помогающий человечеству Иисусом, который и вино, и елей, и бинты, а больше всего осел, на которого самаритянин взвалил еврея. Человечество выздоровеет и распнет Сына Божия. Не со зла, а во имя безопасности. Чтобы не телескопировал.