«если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф 6:30).
В Евангелии много сарказма (порождения ехиднины, надгробья выбеленные), еще больше самоиронии (хороша наседка, от которой цыплята разбегаются), а тут тончайшая ирония, деликатная настолько, что ее часто не замечают.
На первый взгляд, все очень просто: Бог заботится о цветочках, птичках, рыбках, существах недолговечных. А вы вечные существа, так уж наверное о вас Бог позаботится не меньше, а неизмеримо больше.
Ирония тут в парадоксальности образа. Да, цветок великолепен — а потом засыхает и его в печку. Это можно назвать заботой? А, простите, птички? Порхает-порхает, а потом ррраз — в силки, в клетку, в Храм на жертву. Матерь-то Божия бедная была, на барашка не хватило, и птичек, птичек… Птичек жалко!
Что уж говорить о рыбках. Теляпится рыбонька теляпится по океану Галилеянскому, и — в сеть, и на базар, и на сковородочку, да на тарелочку.
Это еще хорошо, если ты не кактус. Тогда из тебя и водку изготовят, и дурь для наркоманов… А ведь какие цветочки!…
Бог создал великолепные цветы, но великолепие это прямо связано с обреченностью цветов. Чем красивее цветок, тем скорее будет печка. Какой-нибудь невзрачный сорняк растет себе и растет, никому не нужен, и в печку его не суют. За цветком ухаживают, удобряют, подпорочку ставят, удобрения вносят… Как гуся на Рождество откармливали… Если это забота, то что такое садизм…
Одно утешение: растению безразлично.
Человек не кактус и не роза, человек не для того, чтобы других ублажать дурью или ароматом. Если человек одевается словно пион или выставляет колючки словно крыжовник, это он не для других, а для себя, любимого. Не чтобы других порадовать или защитить, а чтобы себя возвысить над другими.
Вот почему сравнение с цветком не ободрение. Мол, будет тебе дудка, будет и свисток, будет тебе и царская мантия, и шапка Мономаха от Диора. Сравнение с цветком грозное предупреждение: ты вечность на величие не променяй ненароком. Как царь Соломон. Одевался-то царь Соломон красиво, вот раздевался нехорошо. Слаб был Соломон на передок. То есть, в каком-то смысле как раз силен, но от такой силы одни неприятности. Потому что человек не растение, которому одно нужно: размножиться, разбросать семена как можно в большем количестве. Человек — семя вечности, которому нужно прорасти в вечность.
Доверять Богу надо не потому, что Бог тебя будет унавоживать, огораживать, холить и лелеять. Это сатана так делает — а потом в печку. Доверять Богу надо потому, что Он — твоя одежда. Оденься в Христа. Оденься в Христа со всеми Его «подставь щеку», «неси крест», «оставь семью». Оденься в Христа и вот в этом одеянии — в печку. Печка та же, а горим-то по-разному. Кто-то горит в ноль, а кто-то горит в Бога, и зависит это исключительно от того, какими мы к печке подошли — как кактусы во всей сомнительной славе их или как граждане Страны Божьей в Христе как в скафандре.