«Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф 1:19).
Вершина человеческой праведности — не позорить девушку, которая тебе изменила. Что тут праведного? Самолюбие требует изменщицу выставить на суд толпы. Эта толпа — важнейшая часть твоей жизни, самолюбие есть ориентация на мнение окружающих. Если же исходить из любви к себе, то разве можно выгонять ту, кого любишь, пусть даже она согрешила? Согрешила, а не разлюбила. Она глядит на тебя и не говорит, в чём дело — ну и что? Она меня не очень любит? Но ведь и не ненавидит, не рвётся прочь, у неё какое-то несчастье (а как иначе Иосиф мог понять происшедшее и гнетущий отказ Марии объясняться?). Несчастье у любимого человека — повод утешить, обнять, приголубить, а не выгонять, хоть публично, хоть тайком.
Героизм мужчины часто вдохновляется самолюбием — доказать другим, что тебе «не слабо», что ты не трус. Самолюбивый любит не себя, а свою мечту о себе, футуристический образ себя, отражение себя в глазах окружающих. Иной ради этого и на крест пойдёт, и в тюрьму сядет — хотя, конечно, только каждый себя может подозревать в дурной основе своих добрых дел. Увы, и доброта мужчины подчас вдохновляется самолюбием — и поступок Иосифа вполне мог быть результатом не сострадания к Марии (сострадал бы — не гнал бы), а результатом страха перед публичным позором. Оно, конечно, невеста согрешила, а всё-таки осадок и на женихе останется...
Самолюбие несовместимо с любовью и, коли уж любовь прорвалась в сердце, всячески старается её выжить. Самолюбие иногда взрывает убивает брак скандалом, иногда — тихим, злобным, едким «отпусканием» любимого прочь.
Любовь к себе — нормальное состояние. Если я себя люблю, то не откажусь от того, что я люблю. Если я люблю шоколад, так буду есть шоколад, что ни говори окружающие. Люблю Машу, не прогоню — лучше Маша с чужим ребёнком, чем тоска смертная и отчаяние. Любовь к себе есть любовь к тем, кого я люблю, невзирая ни на какие условности и страхи. Так Бог любит людей.
От самовлюблённости к любви к себе нет коридора. Чтобы выйти из эгоизма, нужно сесть в лифт, подняться, пройти, потом опуститься уже в другое место нашего земного этажа. Чтобы перестать любить себя глазами других, надо поискать своими глазами — Бога, полюбить — Бога, и Бог дарует нам любовь к себе и ко всем людям. Поэтому настоящая праведность и настоящая любовь стоят не на снисходительности к греховности людей, а на вере в Бога, в Бога не снисходительного, но снисходящего.