Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Не давись!

«Когда же услышите о войнах и о  военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит  сему  быть, — но  это  еще не конец» (Мк 13:7)

Война в Украине 2022 года стала ужасом не только для украинцев. Она ужас даже для того, кто был и против войны в Чечне и против войны в Грузии, кто никогда не обманывался, понимал, что Россия страна людоедская, опасная для окружающих. Новыми стали два обстоятельства.

Во-первых, среди украинцев почти у любого русского были друзья, знакомые, родственники, в общем, — люди, с которыми есть постоянная связь. Таких контактов почти ни у кого из русских не было с чеченцами, грузинами, молдаванами (Приднестровье!) и т.п.

Во-вторых, русские оказались не только нападающей стороной, мы оказались и стороной, на которую напали. Напали справедливо, напали не солдатами, напали экономически, разоряя экономической блокадой, но всё же именно напали.

Ужас в том, что война — это опыт, повседневный опыт. Это ежедневная «среда», обстоятельства, и эти обстоятельства решительно давят человека, определяя — пытаясь определить — его сознание. Отношения с украинскими друзьями даже у тех, кто им сочувствует, невольно приобретают какой-то дополнительный оттенок. У тех страшный опыт жизни под бомбами, ежедневного риска, лишений, не сравнимых с лишениями, которые вызвали у русских экономические санкции Запада. Отношение к Западу даже у тех, кто признаёт адекватность его реакции, тоже меняется. Невольно меняется. Ну что делать, если на человека наедет автомобиль, за рулём которого друг или даже брат, это будет трагедия, и человек не будет (если выживет) радостно бросаться к наехавшему с вопросом «как дела».

Это — внешние ужасы. Из них вытек внутренний ужас. Оказывается (хотя это было ясно и так), что война неблагоприятна для веры. Враньё про «в окопах нет атеистов». Может, суеверия во время войны и умножаются, но вера точно в кризисе. На первое место вышло главное: скорее бы закончилась война! Вот будет мир, тогда и религия, и культура, и работа, — всё опять обретёт ценность. А пока — пусть закончится война! Остальное вторично! Не потому, что война угрожает моей жизни, а потому что война превращает жизнь человеческую в существование животного, испуганного, лишённого опоры, ориентиров, смысла. Кончится война — начнётся, возобновится смысл, а пока вот так.

Тут настоящая вера и начинается. Вот почему апокалипсис такая важная часть Откровения Божьего. Война ужас, а всё же вера от этого не менее важна, а более. Война для веры — как пересадка из теплицы на грядку. Не сама грядка, а именно пересадка.

А без войны никак? Можно просто аскетикой там разной, постом и молитвой?

Можно. В этом и есть ужас войны — не нужна абсолютно, даже как испытание, закалка. Враньё всё про «война делает мужчиной». Война калечит, вот и всё. Война это Екклесиаст и Иов в одном флаконе: попала бомба в твой дом, не попала, ты всё равно никто и ничто. Всё обессмыслилось, и само понятие смысла тоже обессмыслилось. Лишь бы скорее назад, к довойне.

Нету её, до войны! Война ничто, в том числе, война не точка отсчёта жизни и мира. Не будет «после войны».

Война — ничто, она даже не искушение и не испытание. Ну, конечно, проверочка, не без этого. Ты веровал и любил или развлекался от хорошей жизни? Глупый вопрос — конечно, немножко и развлекался, и ничего в этом нет плохого, между прочим! И нечего тут стыдиться! А рай это что — работа или развлечение? Самопожертвование или удовольствие? То-то… Так что не бойтесь, война это ещё не конец, к сожалению. Будет мир, а рая не будет. Ну и что? Лишь бы не война. А вера — она и во время войны вера, протри глаза и оглядись. Война давит, а ты не давись и помогай не давиться другим. Бог никуда не делся и меньше не стал, люди никуда не делись и меньше не стали, а значит, вера, надежда и любовь меньше не стали и даже больше — настолько, насколько Богу и людям труднее во время войны.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.