«И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах» (Мк 12:38).
Примечательна перекличка с первым псалмом: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей».
Иисус выворачивает метафору. Бойтесь и тех, кто ходит к грешникам, но бойтесь и тех, кто ходит к нормальным людям, чтобы не сказать, к святым Божьим, только ходит не ради правды и Бога, а ради покрасоваться.
В псалме это именно метафора, потому что за этой фразой следует позитив: надо быть как дерево, «посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет».
Грешник — неправильное дерево. Он стоит не там, ходит не туда, сидит не с теми.
Праведник — его слова как плоды дерева, его мысли — как листва дерева.
Люди, сделавшие себя посредниками между Богом и человеком — а «книжники» это именно такие люди, «талмудисты», «канонисты» - вроде и не грешники, даже наоборот, но от этого только хуже. Грешник разрушает веру снаружи, законник разрушает религиозную жизнь изнутри.
Способ борьбы — не фильтровать, не устраивать чистки и экзамены, чтобы только достойные, только дельные. А ликвидировать саму систему, в которой есть парадные одежды, почётные места и такие фуршеты, где одним икра, а другие смотрят ядущим икру в рот, ожидая отрыжки в виде ценных руководящих указаний.