«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
В XIX столетии у американских баптистов появилось выражение «принять Иисуса как своего личного Спасителя». «Receive Jesus as your personal savior». Можно перевести и «принять Иисуса как лично своего Спасителя».
Выражение, пришедшее по вкусу в культуре глубоко индивидуалистической, атомизированной — в отличие от культур коллективистских, оставшихся в Старом Свете. Бог спасёт не цивилизацию, не общину, не город или страну, а тебя, сидящего посреди прерии в тоскливом одиночестве. Или стоящего на балу в мэрии в тоскливом одиночестве. В общем, было бы одиночество, а где потосковать, найдётся.
При этом в Библии Иисус не говорит «примите Меня» как об акте веры. «Примите» — это о пасхальном хлебе и вине. «Примите» — это о принятии голодных как принятии Бога. «Примите» близко к «Стою и стучу» — впустить Иисуса в дом своей души. Но в дом пускают не столько «спасителя», сколько хозяина или: скорее, нуждающегося в спасении, в укрытии.
Конечно, можно указать (и указывают) на то, что Бог «отдал Сына». Бог отдал — берите!
Только вот не всё, что отдают, можно взять.
Когда Солнце посылает дождь и тепло — что, тоже «брать»?
Метафоры, метафоры... Когда Иисуса сравнили с жертвой — прекрасная, сочная метафора, настолько изящная, что махнули рукой на вопрос «кому». Кому-кому... Коню в пальто, как всегда.
Ведь и «сын Божий» тоже метафора, тоже не стопроцентно точная. Сын без матери. Сын-ровесник.
Бог «отдал», «послал», «родил»... Всё «мимо кассы». Всё неточно. Отдал — а не возьмёшь. Послал — а не примешь. Солнечного зайчика морковкой не покормишь.
Конечно, лучше «принять Христа», чем не принять. Если уж вопрос ставят ребром: «Принял?» Ну, принял... Чудное русское выражение «принять на грудь». Принял и засунул за пазуху.
Только, если уж угодно развить метафору, то она вообще о другом. Бог отдал Сына — ты отдай себя. Вера в Иисуса есть вера в то, что ты можешь так же отдать свою жизнь, как Бог отдаёт свою. Вроде она остаётся твоей — жизнь по вере, но смешно и глупо думать, что она твоя.
В сказке Андерсена человека убивает тень, которую человек послал подглядывать за раздевающейся девушкой. В реальности человек может послать не тёмную свою сторону, а светлую, самую сущность себя — как Отец посылает Сына, единственную Свою «сторону».
«Вечная жизнь» — когда человек не боится быть светом, не боится посылать себя в неразрешимые ситуации, в опасные ситуации, не боится исчезнуть. Знает, что исчезновение — лишь начало воскресения. Послать себя — а уж примут тебя или нет, не твоего ума дело.
А принять Иисуса всё-таки разрешается? Как лично своего Спасителя? Да конечно! Нужно! Только, по апостолу Павлу, пусть принявшие будут как не принявшие, имеющие как не имеющие. Чтобы не слишком много о себе воображать. Принял Сына Божьего? Отлично, а теперь ещё раз прими. Предыдущее не в счёт. Сгорело. Всё по новой. День сурка? День Христа!