«Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа» (Ин 19:13)
Почему евангелисты отдельно упоминают, что Пилат сел на «беме»? А вот Иосиф Флавий в некрологе Филиппу, ещё одному сыну Ирода Великого, который скончался в 34 году, выделяет одну деталь:
«Его правление отличалось мягкостью и спокойствием. Он провел всю жизнь в пределах подчиненной ему области. Когда ему случалось выезжать, он делал это в обществе нескольких избранных. При этом за ним всегда возили его кресло, сидя на котором, он творил суд. Если по пути к нему являлся кто-либо с жалобою, то он, недолго думая, тут же ставил кресло, садился на него и выслушивал обвинителя. Виновных он тут же подвергал наказанию и немедленно отпускал тех, кого обвинили несправедливо».
Филиппу досталось из наследства Ирода Великого та часть, которая сегодня называется Голанскими высотами — к северо-востоку от Галилейского моря. Иисус несколько раз туда забирался — именно в этой области находилась Гадара.
Трон здесь выполняет ту же функцию, которую сегодня выполняет во многих странах мира судейская мантия. То, что Иосиф особо упоминает трон, возможно, связано с тем, что он был из мрамора, и читатели это понимали. Возить повсюду с собой мраморную дуру весом в несколько центнеров — это сильно.
Впрочем, это лишь предположение. Может быть, Флавию в принципе казалось экзотическим существование обычая во время суда сидеть на специальном троне. Но в качестве иллюстраций — несколько древнеримских «тронов». Конечно, у Пилата могло быть «судилище» и из дерева. Возможно, это вообще было складное «курульное» кресло, на котором воссодает император Макринус на золотой монете. Кстати, монета украшена надписью «Либералитас». Либералитас — это фигура, стоящая слева от императора, прямо перед троном, в одной руке держит абак (счёты), в другой рог изобилия.
Флавий, рассказывая о Пилате, дважды упоминает его «судейское кресло»: «Пилат сел на судейское кресло», когда приехал из Кесарии в Иерусалим убеждать евреев не протестовать против императорских регалий в городе. В другой раз евреи протестуют против конфискации денег из казны Храма: «Когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия. По сигналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под ударами».