В Средние века возник у некоторых евреев (далеко не у всех, более того, у меньшинства) обычай носить пейсы. Якобы Лев 19:27-28, запрещая стричь «края волос», предписывает отращивать пейсы.
В ранний Модерн этот обычай получил особое распространение у хасидов.
Понятно, что Тора не говорит о пейсах — такого обычая не было. Нет пейсов на античных изображениях иудеев — например, на арке Тита или на фресках Дура-Европос.
Что же тогда имеет в виду Тора? Предписание это как бы висит в воздухе и совершенно не увязывается с тем, что известно о еврейских обычаях древности. Стригли волосы абсолютно спокойно. Длинные волосы отращивали изредка, по особому обету (Самсон).
Интересное объяснение предложил Джейсон Гейнс (Dr. Jason Gaines, автор монографии The Poetic Priestly Source (Fortress Press).
Хорошо известно, что в Библии много «параллелизмов» — двустиший («колан» на иврите), где вторая строка повторяет первую. Гейнс впервые обратил внимание на эти параллелизмы в книге Левит. Это сборник законов, а законы в стихах сегодня не пишутся (к сожалению; может, были бы разумнее). В древности, когда тексты не писались, а заучивались наизусть, могли использовать дистихи — это хороший мнемонический приём.
Это очевидно, скажем, в Лев 19:29:
«Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом».
А теперь в виде дистихов:
Не оскверняй дочери твоей,
Допуская ее до блуда,
Чтобы не блудодействовала земля
И не наполнилась земля развратом.
Лев. 19:27-28 можно прочесть как два двустишия:
«Не стригите головы вашей кругом,
и не порти края бороды твоей.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем
и не накалывайте на себе письмен».
Всё проясняется. Объяснение 28 стиха — в 29 стихе. Речь идёт об отказе от языческих траурных обычаев. Волосы на голосе не рвите, граждане, во время похорон и после, мы же не хананеи какие-нибудь!
Кстати, если рассматривать строчку о волосах отдельно, то это всё равно означает не отращивание пейсов, а отращивание бакенбардов — бороду сбривайте, но края бороды оставляйте; можете сделать себе тонзуру, а венчик-то волос оставьте.
Если не понимать, что перед нами дистих, то и 28 стих придётся рассматриваться как две заповеди: во время поминок не тыкать в себя ножом, и никогда не делать себе татуировок. Но речь идёт о нанесении не вообще татуировок, а надписей, связанных с поминовением усопшего, с проявлением скорби. Надписи наносились, естественно, ножом.
Предположение подтверждается, благо в книге Второзаконие (14:1) есть аналогичный запрет, уже не в виде дистиха:
«Не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».