Царство Иисуса отличается не только от царства Тиберия и царства Ирода. Оно отличается от того царства, которого ждали набожные иудеи. Оно кардинально отличается от любой страны на планете и от любой мечты, утопической и не очень.
Кстати, не надо думать, будто фарисеи были так уж перпендикулярны Ироду. Нам хорошо, мы сегодня видим в Израиле такой же расклад, какой был при Иисусе. Набожные, фанатики, харедим демонстрируют неприятие, ненависть и отчуждение по отношению к государству, которое их пригрело, выпестовало и продолжает подставлять им свои вымена. Демонстрируют, но пользуются. Симбиоз налицо. Фанатики выгодны и светской части страны, поэтому их и терпят, поощряют.
Царство Иисуса — «страна Божия». Но «страна Божия» это жареный лёд. «Государство Божие» — абсурд. Потому что любая страна, любое государство, любая семья построены на обособлении. Для нас границы — как для клетки оболочка. Так что идеальная страна, о которой мечтали ожидавшие мессии, была той же страной Тиберия, только на чуть иной лад. Вместо легионов Создатель, вместо валов пропасть между раем и адом, вместо рабов ангелы.
Даже если когда-нибудь, дай Бог, всё человечество объединится в планетарное общежитие, это общежитие всё равно будет состоять из клеток. Автономных, анархических, либертарианских, но именно обособленных — иначе всё опять развалится, вернётся к обособленности по каким-то фиктивным признакам и границам.
Личность должна быть обособлена. Иначе — смерть.
Иисус — Бог, но Иисус — личность. Иисус обособлен, но Иисус не обособлен. Не обособлен — поэтому умер. Бог — поэтому воскрес. Воскресение — предпоследний этап приближения Страны Божьей. Последний — Дух. Дух Святой, который дует так, что нас должно бы снести за горизонт, а всё же не сносит и, напротив, стягивает и соединяет. Но не через потерю границ, а через воскресение, которое есть единица времени Царства Божьего.