«Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали» (евангелие Фомы, 68).
Восьмое из 11 «блаженств» Фомы, далее идёт ещё пара. С вариантом Мф 5:11 сближает слово «преследовать» («гнать»), а с Лк 6:22 — слово «ненавидеть», которого в Мф нет. Трудность представляет лишь второе предложение. Выдвигалось даже предположение, что надо поправить в том смысле, что не найдут места, где преследовать, то есть, Бог укроет. Многие блаженства строятся именно на противопоставлении проблемы и её решения Богом.
Есть, впрочем, ещё один вариант: речь идёт о невозможности евреям или христианам из евреев жить в Святой Земле после разгрома двух восстаний. Златоуст, говоря одну из своих антисемитских речей, называл «местом» то пространство, где стоял Храм и куда евреи не могут вернуться. Но это уж очень как-то было бы натянуто, совершенно другая проблематика.
Интереснее посмотреть на контекст.
В изречениях с 62 по 66 обличается богатство, заботы о земном. Кто поглощён строительством своего амбара, не замечает краеугольного камня другого здания, небесного.
В изречениях с 69 по 71 говорится о гонениях. Будут насыщены голодные — точнее, будет насыщено их чрево. Будут утешены гонимые — в сердце. Чрево, сердце… Изречение 71 говорит о разрушении дома, что опять напоминает о противопоставлении суетного жилища небесному. Изречение 72 — Иисуса просят разделить наследство, Он отказывается. Изречение 74 — о некоем источнике, в который люди не хотят ступать.
Все эти образы противопоставляют земное и небесное, пространство суеты, материализма — и пространство небесное. Блаженства посередине — и образы сердца, чрева это образы внутреннего пространства. «Царство Божие внутри вас».
В этом контексте слова о некоем «месте», которое «не найдут» гонители, могут отсылать всё к тому же Царству Небесному, которое внутри человека и куда нет доступа преследователям.
Образуется перекличка с изречением 70: блаженны те, кто имеет внутри себя «это». Нечто. Нечто спасёт от гибели, а если человек «этого» не имеет в себе, то некая сила его убьёт.
Изречения подобраны, оказывается, и подобраны достаточно аккуратно. Сперва о ложных ценностях, потом об истинных. Сперва о внешнем, потом о внутреннем. Внешнее не спасёт, спасёт внутреннее. Не «мой дом моя крепость», а «моё сердце моя крепость».
Если, конечно, сердце сердечное, а не каменное. Как у гонителей. Но ведь быть гонимым само по себе не гарантирует святости. Страдания сами по себе не облагораживают и не просветляют. Нужно что-то — или Кто-то — кто вроде бы не участвует в процессе, но чьё присутствие всё меняет, до Кого больше не дотянуться распинающим. И этот «кто-то» — Тот, кто говорит об Отце, Кто говорит о сердце, Кто открывает Своё Сердце для других. Моё сердце – это Христос во мне.