«Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как я, не станет достойным меня» (евангелие Фомы, 55).
Фома, вообще, «зависим» от канонических текстов? Вот в предыдущем изречении он компилировал из Матфея и Луки? Взял «бедные» у Матфея, у Луки взял оборот второго лица «ваше», после чего опять взял у Матфея «царство Небесное»? Кроссан ехидно замечал, что Матфей должен был быть шизофреником, чтобы так поступать. Полезно помнить, что очень часто человек что-то цитирует по памяти. Тем более в мире, где грамотных было немного, а рукописи стоили дорого. Микроварианты и рождаются в процессе припоминания.
В оригинале слово «крест» написано с «титлой»: не «ставрос», а «срос», и «р» перечёркнуто горизонтальной линией.
О том, что лучше нести крест, чем приобрести весь мир, у Марка 8:35, сохранено и у Мф 16:24, но у Мф 10:37-38 ещё изречение, подобное этому:
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».
101 изречение Фомы превращает эту мысль в часть парадокса:
«Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как я, не может быть моим [учеником], и тот, кто [не] возлюбил своего [отца и] свою мать, как я, не может быть моим [учеником]. Ибо моя мать... но поистине она дала мне жизнь».
Оригинальным моментом у Фомы является оборот «как я», но уж этот момент важный. Он может означать, что Иисус — или вообще люди того времени — использовали выражение «нести крест» метафорически, как «переносить тяжёлые испытания с терпением». Это вполне логично.
Кроме того, у Фомы о «достоинстве» говорится в будущем времени, но это понятно, это сугубая грамматика.
Вообще же логика этой мысли не так уж очевидна в любом варианте. Какая связь между родственниками и проблемами? Родня — броня от проблем. Моя семья — моя крепость. В том числе, даже и сёстры — брата ещё можно позвать на помощь в драке, а сёстры? Но тут и сестра оказывается важна. Она может выйти замуж, но не может перестать быть сестрой. Трудности не есть нечто эпизодически налетающее. Трудности, «несение креста» — оно постоянный фон существования. От этого фона защищают родные, дом, деньги. В конце концов, я сам себя защищаю. Иисус в разных ситуациях и призывает эту защиту снять. «Вот стою я перед вами словно голенький». Не надо ждать, что тебя какие-то злодеи заставят мучаться. Мучение — это любое одиночество, любая беспомощность, любое удушье, когда мы начинаем задыхаться и хватать ртом воздух — и тогда появляется вероятность, что мы наконец-то глотнём Воздуха Божьего.