«Иисус сказал: Будьте прохожими» (евангелие Фомы, 42).
В оригинале существительного нет, точнее перевести как «Проходите мимо!»
Гейтеркол насчитывает восемь разных объяснений этой фразы. Однако, все они игнорируют контекст, не пытаются рассмотреть её в свете предшествующих афоризмов. А они о чём? О том, что ханжи прячут Бога, запирают истину, подменяют правду, строят каменные здания, а надо быть мудрыми как змеи и чистыми как голуби.
Минуточку, так ведь змея и голубь как раз «проходят мимо». Они не участвуют в том, что люди считают главным в жизни.
Парадоксы о том, что виноградник, который усердно возделывают ханжи — Израильское царство-государство — что оно не от Бога, поэтому надо быть имеющими Бога, а не государства, поэтому «имеющий» не тот, у кого много материального, много власти, а тот, у кого Бог — это ведь тоже о том, что человек странник и чужак в мире тьмы и смерти.
Так что контекст вполне естественным образом подводит к тому, что и эта фраза — призыв быть не от мира сего. Не от мира сего, а в Царство Божием.
Мимо мира, к Творцу мира.
И ничего про какие-либо тайные знания и об обособлении от людей. Обособиться от людей ещё не означает придти к Богу.
Восемь толкований.
Первое: призыв к метафорической смерти. Это близко к и к «возьми свой крест и маршируй», «раздай имущество и топай». Только не вниз, не дауншифтинг, а вверх.
Второе: почти то же, а метафора другая: будто настоящими иудеями. Это толкование хорошо тем, что увязывает эту фразу со следующей, где ханжи критикуются под именем «иудеев».
Третье толкование: призыв быть бродячими проповедниками. Но проповедник не «проходит мимо», справедливо возражает Гейтеркол, проповедник «проходит сквозь».
Четвёртое толкование близко к первому, предлагая вставить «проходите мимо мира сего». И мимо Мира Того — отнюдь.
Пятое: проходите мимо всех учителей, кроме Иисуса.
Шестое: тут отсылка к античным надгробиям, где умерший обращался к прохожим: мол, ты жив и идёшь мимо (кладбища были вдоль дорог), но ты того… мементо мори!
Седьмое и восьмое соединяют предыдущие объяснения в разных комбинациях: миссия плюс минус самоотречение и обличение мертвящей религиозности.
Гейтеркол не без язвительности замечает, что на практике «проходите мимо» означает, что не надо обращаться к властям с защитой своих убеждений (апологеты), нельзя заниматься политикой и т.п.
Есть старинный анекдот о Шаляпине, который выходит морозным утром из ресторана, распаренный, в роскошной шубе, и вдруг видит: мимо бежит знакомый по провинциальному театру, кутаясь в какое-то рваньё, озябший до мозга костей.
— Иван Иваныч, ты ли это? — рокочет Шаляпин. — Погоди, поговорим, есть что вспомнить!
— На фиг, на фиг, — клацая зубами, отвечает старый знакомый. — Летом, летом.