«Я на это не подписывался»: сколько людей отшатнулись бы от «традиций» и «норм», которые считают своими, если бы их знали. История, однако, не подсовывает на подпись протокол, не требует прочитать и подписать каждую страницу, стращая последствиями.
В октябре 2020 года один 18-летний уроженец Москвы убил и обезглавил учителя парижской школы за «богохульство на Пророка», другой, тунисец 21 года, всего месяц как добравшийся до Франции, в соборе Ниццы зарезал двух мужчин и одну женщину, причём последнюю «почти обезглавил».
Крещение – это подписка на то, чтобы тебе отрубали голову?
В том числе. В подписке много вариантов: распятие просто, распятие вниз головой, сожжение, расстрел.
Ирония истории: ведь покровителем Парижа, столицы Франции, является св. Дионисий, «сен Дени». Его имя служило боевым кличем, с которым крестоносцы рубали головы «неверным» — не во Франции, в Азии.
По той же иронии собор Сен-Дени, где некогда покоились останки королей, оказался в центре нищего – и, соответственно, эмигрантского – квартала. Эмигранты из исламских стран, бывших колоний Французской империи. Не все умеют как Россия устраивать односторонний фильтр: мы к ним можем, они к нам ни-ни.
По преданию, которое сформировалось в VI-VII веках, в правление Делия (условно, в 250 году) Дионисий пришел в тогдашнюю Галлию с проповедью Евангелия и был обезглавлен вместе со своими спутниками и соратниками: священником Рустиком и диаконом Елевферием (ранние источники этих имён не называют).
Этих немногих сведений достаточно, чтобы ему молились не только современные католики-парижане и вообще французы (Дионисий, «Сен-Дени» — покровитель Франции), но и православные, ибо жил святой задолго до эпохи, когда христиане разных стран стали ревниво оберегать свои святцы от «чужих» святых.
А уж какая ирония в том, что гора, где были обезглавлены святые, это Монмартр («монт» — гора, «мартос» — мученик), ассоциирующийся с чем угодно, но не с благочестием.
Мы плохо себе представляем, как много праведной крови обагряет землю, на которой мы бездумно и привычно грешим. С другой стороны, для того и нейтрализовывали (новомодное словечко для обозначения убийства врага) святых, чтобы никто не мешал отчебучивать канкан.
К тому же Монмартр, возможно, не от «мартос» — «мученик», а от «мартис» — Марс, бог войны.
Начиная с настоятеля монастырь св. Дионисия («Сен-Дени») Хильдуина, жившего в начале IX века, просветителя галлов и на Западе стали отождествлять с Дионисием Ареопагитом. Входил в число «Четырнадцати помощников» (память 8 августа), ему молились об исцелении от головной боли и бешенства. От привычек сочинять легенды и суеверия, молиться не ему. Эти привычки вообще не молитвой изводятся, а образованием. Молитва идёт на более важные дела.
В Тёмные века сочинили, что святой взял свою отрубленную голову и шёл, проповедуя окружающим, пока не остановился на том месте, где нынче Сен-Дени. Храм тут построили в VII веке. Появилось даже специальное слово, греческое, «кефалофор», обозначающее тех святых мучеников, которые вот так ходили со своей головой в руках.
Сочинили, а на самом-то деле святость, где при жизни проповедует. Не откладывай на после смерти то, для чего у тебя голова на плечах. Да и палачи стали умнее: казнь устраивать не будут, а тюкнут топориком, как отца Александра Меня, и оставят лежать. Так отец Александр знал, на что подписывался.
Память 9 октября.